Чего нельзя есть христианам

Индуисты не едят говядину, мусульмане – свинину, буддисты некоторых толков воздерживаются не только от мяса с рыбой, но и от чеснока и лука. А какие запреты, касающиеся пищи, существуют в христианстве? «Никаких: все можно есть, главное – не в пост», – ответит плохо осведомленный человек – и будет неправ. Давайте разберемся, чего именно и в самом деле есть не стоит.

Первые христиане были, прежде чем уверовали в Спасителя, последователями Ветхозаветной Церкви, где существовала довольно строгая система пищевых запретов. Установления Закона Моисеева в этой части они продолжали соблюдать и крестившись. Однако вера Христова распространялась все шире, и ученикам Господним на Апостольском Соборе 51 года пришлось отвечать на вопрос: нужно ли распространять на христиан из числа язычников те ветхозаветные запреты (в том числе и касательно пищи) которые для тех были совершенно непонятны и лежали вне традиции их народов? Было решено, что не нужно – для них будет достаточно просто «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины» (Деян. 15:29). Для православной Церкви это апостольское установление остается основополагающим и по сей день.

 Человек, согласно христианству – это прежде всего душа и дух, и затем уже тело. Господь Иисус Христос учил, что оскверняет не пища, а дурные мысли, чувства и слова: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф. 15:11). Потому и апостол Павел, посвятивший жизнь христианскому просвещению языческих народов, пишет: «Нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим. 14:14). Это было совершенно новое понимание чистоты и осквернения, которого до христианства не существовало. 

Почему же тогда нельзя есть идоложертвенное? Пищу, ритуально посвященную несуществующим «богам» – а по сути, идолам – предлагают гостям своих ашрамов кришнаиты и другие восточные секты. Но неужели такая пища способна как-то повредить христианам, которые от апостола Павла знают, «что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого» (1 Кор. 8:4)? Здоровью нашему эта пища повредить не может, однако согласие ее вкушать есть акт отступления от христианской веры. Поэтому есть ее нельзя даже из любопытства, даже если предлагают ее бесплатно или есть риск обидеть угощающего. 

А если идоложертвенное блюдо нам, попросту говоря, подсунули? Если мы не знаем, откуда оно взялось или сам угощающий не в курсе, ритуалы каких сект над ним совершались? В таком случае крестное знамение и молитва перед едой делают подобную пищу совершенно безопасной (в духовном, естественно, смысле). Главное – не лукавить, не обманывать самого себя, что приготовленное идолопоклонникам блюдо, возможно, и не с их кухни, а из какого-нибудь восточного ресторана. «Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн» (Рим. 14:20) – это снова апостол Павел. 

Почему же христианам нельзя есть кровь и приготовленные на ее основе продукты? «Только плоти с душою её, с кровью её, не ешьте» (Быт. 9:4) – читаем мы в Ветхом Завете. Отчего же апостолы, упразднив прочие пищевые запреты, сохранили в силе этот, касающийся употребления в пищу крови? Кровь питает органы тела жизненно важными веществами. Циркуляция крови в организме – или ее отсутствие – определяет, жив он или нет. Мертвой плоти кровь уже не нужна, потому и предназначенное в пищу необходимо от нее освободить. Именно поэтому ядение кровяной колбасы или бифштексов с кровью в христианстве не благословляется.

То же касается и упомянутой выше «удавленины». Это ни что иное, как способ забоя скота или птицы, при котором кровь не высвобождается, а остается в туше. Убитых таким способом животных, не освобожденных полностью от крови, есть нельзя. Правда, в наше время нужно очень постараться, чтобы найти мясо убитых таким образом животных: современные пищевые технологии по умолчанию включают в себя этап обескровливания мяса. 

В заключение упомянем еще один запрет, существующий в преемственном христианстве. Правда, касается он не какого-то конкретного вида пищи, а ее количества. Неумеренность в еде, обжорство, не просто препятствуют молитве и осознанной жизни, но и могут стать причиной тяжелых болезней – крайних форм ожирения, сердечно-сосудистых заболеваний и других. В еде, сколь бы вкусной и здоровой она ни была, необходимо соблюдать умеренность – учит Церковь. «Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим» (Притч. 25:28), —говорит премудрый Соломон. Это ведь и о питании тоже, помимо всего прочего.

С другой стороны, неумеренно строгое пощение и новомодные практики голодания способны нанести человеку ничуть не меньший вред, чем обжорство. Поэтому в питании лучше всего придерживаться золотой середины – разумеется, с учетом особенностей организма. И, конечно же, никого не осуждать за то, как он питается. «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест» (Рим. 14:3) – предостерегает апостол Павел.

В. Сергиенко

Поделиться:
Чего нельзя есть христианам Чего нельзя есть христианам Индуисты не едят говядину, мусульмане – свинину, буддисты некоторых толков воздерживаются не только от мяса с рыбой, но и от чеснока и лука. А какие запреты, касающиеся пищи, существуют в христианстве? «Никаких: все можно есть, главное – не в пост», – ответит плохо осведомленный человек – и будет неправ. Давайте разберемся, чего именно и в самом деле есть не стоит. Первые христиане были, прежде чем уверовали в Спасителя, последователями Ветхозаветной Церкви, где существовала довольно строгая система пищевых запретов. Установления Закона Моисеева в этой части они продолжали соблюдать и крестившись. Однако вера Христова распространялась все шире, и ученикам Господним на Апостольском Соборе 51 года пришлось отвечать на вопрос: нужно ли распространять на христиан из числа язычников те ветхозаветные запреты (в том числе и касательно пищи) которые для тех были совершенно непонятны и лежали вне традиции их народов? Было решено, что не нужно – для них будет достаточно просто «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины» (Деян. 15:29). Для православной Церкви это апостольское установление остается основополагающим и по сей день.  Человек, согласно христианству – это прежде всего душа и дух, и затем уже тело. Господь Иисус Христос учил, что оскверняет не пища, а дурные мысли, чувства и слова: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф. 15:11). Потому и апостол Павел, посвятивший жизнь христианскому просвещению языческих народов, пишет: «Нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим. 14:14). Это было совершенно новое понимание чистоты и осквернения, которого до христианства не существовало.  Почему же тогда нельзя есть идоложертвенное? Пищу, ритуально посвященную несуществующим «богам» – а по сути, идолам – предлагают гостям своих ашрамов кришнаиты и другие восточные секты. Но неужели такая пища способна как-то повредить христианам, которые от апостола Павла знают, «что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого» (1 Кор. 8:4)? Здоровью нашему эта пища повредить не может, однако согласие ее вкушать есть акт отступления от христианской веры. Поэтому есть ее нельзя даже из любопытства, даже если предлагают ее бесплатно или есть риск обидеть угощающего.  А если идоложертвенное блюдо нам, попросту говоря, подсунули? Если мы не знаем, откуда оно взялось или сам угощающий не в курсе, ритуалы каких сект над ним совершались? В таком случае крестное знамение и молитва перед едой делают подобную пищу совершенно безопасной (в духовном, естественно, смысле). Главное – не лукавить, не обманывать самого себя, что приготовленное идолопоклонникам блюдо, возможно, и не с их кухни, а из какого-нибудь восточного ресторана. «Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн» (Рим. 14:20) – это снова апостол Павел.  Почему же христианам нельзя есть кровь и приготовленные на ее основе продукты? «Только плоти с душою её, с кровью её, не ешьте» (Быт. 9:4) – читаем мы в Ветхом Завете. Отчего же апостолы, упразднив прочие пищевые запреты, сохранили в силе этот, касающийся употребления в пищу крови? Кровь питает органы тела жизненно важными веществами. Циркуляция крови в организме – или ее отсутствие – определяет, жив он или нет. Мертвой плоти кровь уже не нужна, потому и предназначенное в пищу необходимо от нее освободить. Именно поэтому ядение кровяной колбасы или бифштексов с кровью в христианстве не благословляется. То же касается и упомянутой выше «удавленины». Это ни что иное, как способ забоя скота или птицы, при котором кровь не высвобождается, а остается в туше. Убитых таким способом животных, не освобожденных полностью от крови, есть нельзя. Правда, в наше время нужно очень постараться, чтобы найти мясо убитых таким образом животных: современные пищевые технологии по умолчанию включают в себя этап обескровливания мяса.  В заключение упомянем еще один запрет, существующий в преемственном христианстве. Правда, касается он не какого-то конкретного вида пищи, а ее количества. Неумеренность в еде, обжорство, не просто препятствуют молитве и осознанной жизни, но и могут стать причиной тяжелых болезней – крайних форм ожирения, сердечно-сосудистых заболеваний и других. В еде, сколь бы вкусной и здоровой она ни была, необходимо соблюдать умеренность – учит Церковь. «Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим» (Притч. 25:28), —говорит премудрый Соломон. Это ведь и о питании тоже, помимо всего прочего. С другой стороны, неумеренно строгое пощение и новомодные практики голодания способны нанести человеку ничуть не меньший вред, чем обжорство. Поэтому в питании лучше всего придерживаться золотой середины – разумеется, с учетом особенностей организма. И, конечно же, никого не осуждать за то, как он питается. «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест» (Рим. 14:3) – предостерегает апостол Павел. В. Сергиенко
Индуисты не едят говядину, мусульмане – свинину, буддисты некоторых толков воздерживаются не только от мяса с рыбой, но и от чеснока и лука. А какие запреты, касающиеся пищи, существуют в христианстве? «Никаких: все можно есть, главное – не в пост», – ответит плохо осведомленный человек – и будет неправ. Давайте разберемся, чего именно и в самом деле есть не стоит. Первые христиане были, прежде чем уверовали в Спасителя, последователями Ветхозаветной Церкви, где существовала довольно строгая система пищевых запретов. Установления Закона Моисеева в этой части они продолжали соблюдать и крестившись. Однако вера Христова распространялась все шире, и ученикам Господним на Апостольском Соборе 51 года пришлось отвечать на вопрос: нужно ли распространять на христиан из числа язычников те ветхозаветные запреты (в том числе и касательно пищи) которые для тех были совершенно непонятны и лежали вне традиции их народов? Было решено, что не нужно – для них будет достаточно просто «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины» (Деян. 15:29). Для православной Церкви это апостольское установление остается основополагающим и по сей день.  Человек, согласно христианству – это прежде всего душа и дух, и затем уже тело. Господь Иисус Христос учил, что оскверняет не пища, а дурные мысли, чувства и слова: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф. 15:11). Потому и апостол Павел, посвятивший жизнь христианскому просвещению языческих народов, пишет: «Нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим. 14:14). Это было совершенно новое понимание чистоты и осквернения, которого до христианства не существовало.  Почему же тогда нельзя есть идоложертвенное? Пищу, ритуально посвященную несуществующим «богам» – а по сути, идолам – предлагают гостям своих ашрамов кришнаиты и другие восточные секты. Но неужели такая пища способна как-то повредить христианам, которые от апостола Павла знают, «что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого» (1 Кор. 8:4)? Здоровью нашему эта пища повредить не может, однако согласие ее вкушать есть акт отступления от христианской веры. Поэтому есть ее нельзя даже из любопытства, даже если предлагают ее бесплатно или есть риск обидеть угощающего.  А если идоложертвенное блюдо нам, попросту говоря, подсунули? Если мы не знаем, откуда оно взялось или сам угощающий не в курсе, ритуалы каких сект над ним совершались? В таком случае крестное знамение и молитва перед едой делают подобную пищу совершенно безопасной (в духовном, естественно, смысле). Главное – не лукавить, не обманывать самого себя, что приготовленное идолопоклонникам блюдо, возможно, и не с их кухни, а из какого-нибудь восточного ресторана. «Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн» (Рим. 14:20) – это снова апостол Павел.  Почему же христианам нельзя есть кровь и приготовленные на ее основе продукты? «Только плоти с душою её, с кровью её, не ешьте» (Быт. 9:4) – читаем мы в Ветхом Завете. Отчего же апостолы, упразднив прочие пищевые запреты, сохранили в силе этот, касающийся употребления в пищу крови? Кровь питает органы тела жизненно важными веществами. Циркуляция крови в организме – или ее отсутствие – определяет, жив он или нет. Мертвой плоти кровь уже не нужна, потому и предназначенное в пищу необходимо от нее освободить. Именно поэтому ядение кровяной колбасы или бифштексов с кровью в христианстве не благословляется. То же касается и упомянутой выше «удавленины». Это ни что иное, как способ забоя скота или птицы, при котором кровь не высвобождается, а остается в туше. Убитых таким способом животных, не освобожденных полностью от крови, есть нельзя. Правда, в наше время нужно очень постараться, чтобы найти мясо убитых таким образом животных: современные пищевые технологии по умолчанию включают в себя этап обескровливания мяса.  В заключение упомянем еще один запрет, существующий в преемственном христианстве. Правда, касается он не какого-то конкретного вида пищи, а ее количества. Неумеренность в еде, обжорство, не просто препятствуют молитве и осознанной жизни, но и могут стать причиной тяжелых болезней – крайних форм ожирения, сердечно-сосудистых заболеваний и других. В еде, сколь бы вкусной и здоровой она ни была, необходимо соблюдать умеренность – учит Церковь. «Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим» (Притч. 25:28), —говорит премудрый Соломон. Это ведь и о питании тоже, помимо всего прочего. С другой стороны, неумеренно строгое пощение и новомодные практики голодания способны нанести человеку ничуть не меньший вред, чем обжорство. Поэтому в питании лучше всего придерживаться золотой середины – разумеется, с учетом особенностей организма. И, конечно же, никого не осуждать за то, как он питается. «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест» (Рим. 14:3) – предостерегает апостол Павел. В. Сергиенко