Игральные карты: а если не на деньги?

В опубликованном нами некоторое время назад материале об азартных играх мы упоминали игральные карты как один из их видов. Но ведь бывают и неазартные игры в карты. Разложить пасьянс (вариант: косынку на компьютере), сыграть в подкидного дурака не на деньги – какой в этом вред? Давайте посмотрим на игральные карты поближе.

О том, где и когда появилась первая колода карт, спорят до сих пор. Бесспорно одно: разработана она была не как предмет игры, а как инструмент для гадания. Об этом свидетельствует сходство игральных карт с гадательной колодой Таро: четыре масти, соответствующие природным стихиям, младшие и старшие карты, подобные младшим и старшим «арканам» в Таро и так далее. Скорее всего, игральные карты стали упрощенной, профанической версией карт гадательных – а человеческие страсти обеспечили им долгую жизнь и популярность.

В Россию колода игральных карт проникла из Европы в XVI-XVII вв. Карточная игра считалась не просто пороком, но преступлением: за нее секли кнутом, клеймили железом и даже рвали ноздри. Не слишком ли радикальные наказания за приверженность к страсти игры? Дело было совсем не в этом. Считалось (и, кстати, многими считается до сих пор), что карточные масти и другие элементы колоды кощунственно изображают священные для христиан символы, глумясь над ними: трефы – Крест Господень, пики – копье, которым был пронзен бок Спасителя, бубны – четырехгранные гвозди, которыми Он был прибит к Кресту, черви – губку с уксусом, которую подносили пить Распятому. Перетасовывая карты, бросая их или ударяя ими по столу, игроки таким образом выказывали неуважение к священным для каждого христианина предметам.

Действительно ли это так? Скорее всего, нет. В турецком городе Демре, более известном нам как античные Миры Ликийские, есть храм святителя Николая Чудотворца. В нем сохранились фрески с изображениями, отдаленно напоминающими карточные масти. Или не напоминающими – в зависимости от того, насколько развито воображение у смотрящего. По мнению искусствоведов, символы настенной росписи храма гораздо ближе к растительно-цветочным орнаментам. Можно поискать в интернете фото этих изображений, чтобы самому в этом убедиться. Тем не менее, существование этих фресок стало поводом для появления легенды о том, как над священными христианскими символами глумились иконоборцы. Хотя фрески в храме древнее, чем появление в Византии иконоборчества, распространению версии о «кощунстве» карточных мастей это не помешало.

То, что карточные игры на деньги (вещи, исполнение желаний – на что угодно) – разновидность игромании, очевидно любому. Но если игра идет не на что-то, а просто является разновидностью общения, проведения досуга – тогда что в ней плохого?

Дело в том, что сам мир карточной игры совершенно чужд христианскому мировоззрению. Это мир, в котором правят хаос, расчет, случайность, судьба и удача (фатум и фортуна – именно так звались два из числа античных божеств). Такая модель мира в корне противоречит христианской, где все находится во власти Бога, а человек, развиваясь духовно, приближается к Нему. Никаким «повезло» или «случайно» в христианской модели мира места нет; эти слова – признак неосмысленности того, кто их произносит. Кроме того, сама готовность «убить время» за картами (например, в дороге) свидетельствует о склонности к безделью и праздности, которым человек легко предается. Обо этом нужно помнить, когда кто-нибудь предлагает, например, «перекинуться в дурака».

В. Сергиенко

 

 

Поделиться:
Игральные карты: а если не на деньги? Игральные карты: а если не на деньги? В опубликованном нами некоторое время назад материале об азартных играх мы упоминали игральные карты как один из их видов. Но ведь бывают и неазартные игры в карты. Разложить пасьянс (вариант: косынку на компьютере), сыграть в подкидного дурака не на деньги – какой в этом вред? Давайте посмотрим на игральные карты поближе. О том, где и когда появилась первая колода карт, спорят до сих пор. Бесспорно одно: разработана она была не как предмет игры, а как инструмент для гадания. Об этом свидетельствует сходство игральных карт с гадательной колодой Таро: четыре масти, соответствующие природным стихиям, младшие и старшие карты, подобные младшим и старшим «арканам» в Таро и так далее. Скорее всего, игральные карты стали упрощенной, профанической версией карт гадательных – а человеческие страсти обеспечили им долгую жизнь и популярность. В Россию колода игральных карт проникла из Европы в XVI-XVII вв. Карточная игра считалась не просто пороком, но преступлением: за нее секли кнутом, клеймили железом и даже рвали ноздри. Не слишком ли радикальные наказания за приверженность к страсти игры? Дело было совсем не в этом. Считалось (и, кстати, многими считается до сих пор), что карточные масти и другие элементы колоды кощунственно изображают священные для христиан символы, глумясь над ними: трефы – Крест Господень, пики – копье, которым был пронзен бок Спасителя, бубны – четырехгранные гвозди, которыми Он был прибит к Кресту, черви – губку с уксусом, которую подносили пить Распятому. Перетасовывая карты, бросая их или ударяя ими по столу, игроки таким образом выказывали неуважение к священным для каждого христианина предметам. Действительно ли это так? Скорее всего, нет. В турецком городе Демре, более известном нам как античные Миры Ликийские, есть храм святителя Николая Чудотворца. В нем сохранились фрески с изображениями, отдаленно напоминающими карточные масти. Или не напоминающими – в зависимости от того, насколько развито воображение у смотрящего. По мнению искусствоведов, символы настенной росписи храма гораздо ближе к растительно-цветочным орнаментам. Можно поискать в интернете фото этих изображений, чтобы самому в этом убедиться. Тем не менее, существование этих фресок стало поводом для появления легенды о том, как над священными христианскими символами глумились иконоборцы. Хотя фрески в храме древнее, чем появление в Византии иконоборчества, распространению версии о «кощунстве» карточных мастей это не помешало. То, что карточные игры на деньги (вещи, исполнение желаний – на что угодно) – разновидность игромании, очевидно любому. Но если игра идет не на что-то, а просто является разновидностью общения, проведения досуга – тогда что в ней плохого? Дело в том, что сам мир карточной игры совершенно чужд христианскому мировоззрению. Это мир, в котором правят хаос, расчет, случайность, судьба и удача (фатум и фортуна – именно так звались два из числа античных божеств). Такая модель мира в корне противоречит христианской, где все находится во власти Бога, а человек, развиваясь духовно, приближается к Нему. Никаким «повезло» или «случайно» в христианской модели мира места нет; эти слова – признак неосмысленности того, кто их произносит. Кроме того, сама готовность «убить время» за картами (например, в дороге) свидетельствует о склонности к безделью и праздности, которым человек легко предается. Обо этом нужно помнить, когда кто-нибудь предлагает, например, «перекинуться в дурака». В. Сергиенко    
В опубликованном нами некоторое время назад материале об азартных играх мы упоминали игральные карты как один из их видов. Но ведь бывают и неазартные игры в карты. Разложить пасьянс (вариант: косынку на компьютере), сыграть в подкидного дурака не на деньги – какой в этом вред? Давайте посмотрим на игральные карты поближе. О том, где и когда появилась первая колода карт, спорят до сих пор. Бесспорно одно: разработана она была не как предмет игры, а как инструмент для гадания. Об этом свидетельствует сходство игральных карт с гадательной колодой Таро: четыре масти, соответствующие природным стихиям, младшие и старшие карты, подобные младшим и старшим «арканам» в Таро и так далее. Скорее всего, игральные карты стали упрощенной, профанической версией карт гадательных – а человеческие страсти обеспечили им долгую жизнь и популярность. В Россию колода игральных карт проникла из Европы в XVI-XVII вв. Карточная игра считалась не просто пороком, но преступлением: за нее секли кнутом, клеймили железом и даже рвали ноздри. Не слишком ли радикальные наказания за приверженность к страсти игры? Дело было совсем не в этом. Считалось (и, кстати, многими считается до сих пор), что карточные масти и другие элементы колоды кощунственно изображают священные для христиан символы, глумясь над ними: трефы – Крест Господень, пики – копье, которым был пронзен бок Спасителя, бубны – четырехгранные гвозди, которыми Он был прибит к Кресту, черви – губку с уксусом, которую подносили пить Распятому. Перетасовывая карты, бросая их или ударяя ими по столу, игроки таким образом выказывали неуважение к священным для каждого христианина предметам. Действительно ли это так? Скорее всего, нет. В турецком городе Демре, более известном нам как античные Миры Ликийские, есть храм святителя Николая Чудотворца. В нем сохранились фрески с изображениями, отдаленно напоминающими карточные масти. Или не напоминающими – в зависимости от того, насколько развито воображение у смотрящего. По мнению искусствоведов, символы настенной росписи храма гораздо ближе к растительно-цветочным орнаментам. Можно поискать в интернете фото этих изображений, чтобы самому в этом убедиться. Тем не менее, существование этих фресок стало поводом для появления легенды о том, как над священными христианскими символами глумились иконоборцы. Хотя фрески в храме древнее, чем появление в Византии иконоборчества, распространению версии о «кощунстве» карточных мастей это не помешало. То, что карточные игры на деньги (вещи, исполнение желаний – на что угодно) – разновидность игромании, очевидно любому. Но если игра идет не на что-то, а просто является разновидностью общения, проведения досуга – тогда что в ней плохого? Дело в том, что сам мир карточной игры совершенно чужд христианскому мировоззрению. Это мир, в котором правят хаос, расчет, случайность, судьба и удача (фатум и фортуна – именно так звались два из числа античных божеств). Такая модель мира в корне противоречит христианской, где все находится во власти Бога, а человек, развиваясь духовно, приближается к Нему. Никаким «повезло» или «случайно» в христианской модели мира места нет; эти слова – признак неосмысленности того, кто их произносит. Кроме того, сама готовность «убить время» за картами (например, в дороге) свидетельствует о склонности к безделью и праздности, которым человек легко предается. Обо этом нужно помнить, когда кто-нибудь предлагает, например, «перекинуться в дурака». В. Сергиенко