Поминовение усопших 9 марта. Вселенская родительская мясопустная суббота

Суббота второй подготовительной седмицы к Великому посту в церковном календаре посвящена поминовению усопших. Называется она «родительской» в напоминание о том, что поминают в этот день прежде всего предков («родителей») и родственников. А также «Вселенской» – по той причине, что в этот день Церковь молится вообще обо всех крещеных христианах, когда-либо живших и уже окончивших свой путь земной.

Обычай поминать умерших незадолго до начала Великого поста восходит, как минимум, к VII веку. Правда, сперва это поминовение проходило в субботу Сырной седмицы, однако уже к IX столетию было перенесено на неделю раньше, на седмицу Мясопустную.

В эту родительскую субботу, как и в другие установленные Церковью для поминовения дни, после богослужения в храме служится панихида – особое заупокойное богослужение, за которым молящиеся во главе со священником или епископом испрашивают у Бога милосердия и прощения грехов для тех, кто завершил свою жизнь на земле. Заупокойная служба объединяет живых христиан и уже умерших как чад единой Церкви, делает возможным молитвенное общение между ними, потому что «у Бога все живы».

Всего родительских суббот в году семь – но Вселенскими, когда поминовение совершается не только о предках и родственниках, но и обо всех умерших христианах вообще, именуются лишь две из них: нынешняя и Троицкая, бывающая накануне праздника Пятидесятницы. Вселенскую мясопустную родительскую субботу также называют «малой Масленицей» – по той причине, что за ней после Недели о Страшном суде следует Масленая (она же Сырная седмица), последняя перед Великим постом.

Еще накануне Родительской субботы, в пятницу вечером, в храмах служится великая панихида – парастас. Божественная литургия в субботний день – заупокойная; после нее служат общую панихиду. На парастас и заупокойную литургию верующие заранее подают записки с именами умерших, Молитва о родных усопших будет гораздо более сильной, если человек не просто подает записку «об упокоении», но сам и молится на заупокойной службе вместе со всеми.

Во Вселенскую и другие родительские субботы многие верующие приносят в храм еду – хлеб, печенье, сладости, фрукты и другие постные продукты, а также кагор для совершения Божественной литургии. В древней церкви такие продукты приносились на общую поминальную трапезу, которая проходила в родительскую субботу сразу же после богослужения. В наше время такая снедь идет на нужды церковнослужителей (свечниц, певчих, трудников и т.д.) и на помощь малоимущим людям, которых приход опекает.

Во Вселенские и другие родительские субботы многие люди по давней традиции посещают кладбища: ухаживают за могилками родных и близких, раздают встречным людям конфеты и выпечку с просьбой помолиться за их умерших родственников, называя при этом их имена. Это, без сомнения, благочестивый обычай – главное, чтобы посещение кладбища в поминальную субботу не происходило вместо молитвы за службой в храме. Ведь тем, кто умер, наши молитвы за них важнее, чем посещение могил.

В. Сергиенко

 

 

Поделиться:
Поминовение усопших 9 марта. Вселенская родительская мясопустная суббота Поминовение усопших 9 марта. Вселенская родительская мясопустная суббота Суббота второй подготовительной седмицы к Великому посту в церковном календаре посвящена поминовению усопших. Называется она «родительской» в напоминание о том, что поминают в этот день прежде всего предков («родителей») и родственников. А также «Вселенской» – по той причине, что в этот день Церковь молится вообще обо всех крещеных христианах, когда-либо живших и уже окончивших свой путь земной. Обычай поминать умерших незадолго до начала Великого поста восходит, как минимум, к VII веку. Правда, сперва это поминовение проходило в субботу Сырной седмицы, однако уже к IX столетию было перенесено на неделю раньше, на седмицу Мясопустную. В эту родительскую субботу, как и в другие установленные Церковью для поминовения дни, после богослужения в храме служится панихида – особое заупокойное богослужение, за которым молящиеся во главе со священником или епископом испрашивают у Бога милосердия и прощения грехов для тех, кто завершил свою жизнь на земле. Заупокойная служба объединяет живых христиан и уже умерших как чад единой Церкви, делает возможным молитвенное общение между ними, потому что «у Бога все живы». Всего родительских суббот в году семь – но Вселенскими, когда поминовение совершается не только о предках и родственниках, но и обо всех умерших христианах вообще, именуются лишь две из них: нынешняя и Троицкая, бывающая накануне праздника Пятидесятницы. Вселенскую мясопустную родительскую субботу также называют «малой Масленицей» – по той причине, что за ней после Недели о Страшном суде следует Масленая (она же Сырная седмица), последняя перед Великим постом. Еще накануне Родительской субботы, в пятницу вечером, в храмах служится великая панихида – парастас. Божественная литургия в субботний день – заупокойная; после нее служат общую панихиду. На парастас и заупокойную литургию верующие заранее подают записки с именами умерших, Молитва о родных усопших будет гораздо более сильной, если человек не просто подает записку «об упокоении», но сам и молится на заупокойной службе вместе со всеми. Во Вселенскую и другие родительские субботы многие верующие приносят в храм еду – хлеб, печенье, сладости, фрукты и другие постные продукты, а также кагор для совершения Божественной литургии. В древней церкви такие продукты приносились на общую поминальную трапезу, которая проходила в родительскую субботу сразу же после богослужения. В наше время такая снедь идет на нужды церковнослужителей (свечниц, певчих, трудников и т.д.) и на помощь малоимущим людям, которых приход опекает. Во Вселенские и другие родительские субботы многие люди по давней традиции посещают кладбища: ухаживают за могилками родных и близких, раздают встречным людям конфеты и выпечку с просьбой помолиться за их умерших родственников, называя при этом их имена. Это, без сомнения, благочестивый обычай – главное, чтобы посещение кладбища в поминальную субботу не происходило вместо молитвы за службой в храме. Ведь тем, кто умер, наши молитвы за них важнее, чем посещение могил. В. Сергиенко    
Суббота второй подготовительной седмицы к Великому посту в церковном календаре посвящена поминовению усопших. Называется она «родительской» в напоминание о том, что поминают в этот день прежде всего предков («родителей») и родственников. А также «Вселенской» – по той причине, что в этот день Церковь молится вообще обо всех крещеных христианах, когда-либо живших и уже окончивших свой путь земной. Обычай поминать умерших незадолго до начала Великого поста восходит, как минимум, к VII веку. Правда, сперва это поминовение проходило в субботу Сырной седмицы, однако уже к IX столетию было перенесено на неделю раньше, на седмицу Мясопустную. В эту родительскую субботу, как и в другие установленные Церковью для поминовения дни, после богослужения в храме служится панихида – особое заупокойное богослужение, за которым молящиеся во главе со священником или епископом испрашивают у Бога милосердия и прощения грехов для тех, кто завершил свою жизнь на земле. Заупокойная служба объединяет живых христиан и уже умерших как чад единой Церкви, делает возможным молитвенное общение между ними, потому что «у Бога все живы». Всего родительских суббот в году семь – но Вселенскими, когда поминовение совершается не только о предках и родственниках, но и обо всех умерших христианах вообще, именуются лишь две из них: нынешняя и Троицкая, бывающая накануне праздника Пятидесятницы. Вселенскую мясопустную родительскую субботу также называют «малой Масленицей» – по той причине, что за ней после Недели о Страшном суде следует Масленая (она же Сырная седмица), последняя перед Великим постом. Еще накануне Родительской субботы, в пятницу вечером, в храмах служится великая панихида – парастас. Божественная литургия в субботний день – заупокойная; после нее служат общую панихиду. На парастас и заупокойную литургию верующие заранее подают записки с именами умерших, Молитва о родных усопших будет гораздо более сильной, если человек не просто подает записку «об упокоении», но сам и молится на заупокойной службе вместе со всеми. Во Вселенскую и другие родительские субботы многие верующие приносят в храм еду – хлеб, печенье, сладости, фрукты и другие постные продукты, а также кагор для совершения Божественной литургии. В древней церкви такие продукты приносились на общую поминальную трапезу, которая проходила в родительскую субботу сразу же после богослужения. В наше время такая снедь идет на нужды церковнослужителей (свечниц, певчих, трудников и т.д.) и на помощь малоимущим людям, которых приход опекает. Во Вселенские и другие родительские субботы многие люди по давней традиции посещают кладбища: ухаживают за могилками родных и близких, раздают встречным людям конфеты и выпечку с просьбой помолиться за их умерших родственников, называя при этом их имена. Это, без сомнения, благочестивый обычай – главное, чтобы посещение кладбища в поминальную субботу не происходило вместо молитвы за службой в храме. Ведь тем, кто умер, наши молитвы за них важнее, чем посещение могил. В. Сергиенко