Знаки и подсказки свыше: нужно ли их искать?

Кто из нас не задавался вопросом: говорит ли с нами Бог – и если да, то каким образом? Может быть, Он дает нам знаки и знамения, а мы просто в упор их не видим? И не стоит ли в таком случае поискать их самому?

В летописях и исторических книгах действительно описаны случаи, когда великий полководец получал накануне битвы знамение о том, как ему следует действовать, чтобы одержать победу. Пожалуй, самый известный пример такого рода – случай, произошедший с равноапостольным императором Константином Великим перед решающим сражением у Мульвийского моста. Увидев знамение Креста в небе и буквы, составлявшие надпись «Сим победишь», он приказал изобразить этот символ на своих знаменах (точнее – вексиллумах, боевых штандартах, которыми пользовались древние римляне) – и в результате одолел своего противника Максенция. Константин был тогда еще язычником, и данное ему свыше знамение не только обратило его самого ко Христу, но и привело к тому, что сотни тысяч христиан по всей империи получили право свободно исповедовать свою веру. И заметьте: Константин не искал знамения – оно само, если можно так выразиться, нашло его, и указание, что в соответствии с ним следует предпринять, было совершенно ясным и однозначным.

В отличие от святого Константина, во все времена были люди, готовые видеть знаки решительно во всем – и затем интерпретировать их в соответствии со своими желаниями или опасениями. Услышал перед выходом по радио сообщение о катастрофе? Не пойду, пожалуй, по делу, по которому собирался! Увидела на встреченной девушке платье, которое намеревалась купить, но сомневалась, стоит ли тратить на него деньги, если и так нарядов полный шкаф? Теперь непременно куплю! И так далее. Такие «знаки» есть ничто иное как суеверие. И следование им не имеет ничего общего с духовной жизнью христианина.

Тогда как же мы различим, если Господь в самом деле пожелает о чем-то дать нам знать? В таком случае то, что нам знать необходимо, проявит себя в нашем сознании с ошеломляющей ясностью – неважно, что именно в этот момент мы увидим или услышим. Подобные подсказки нередко получают люди, свернувшие с истинного пути и заблудившиеся в собственных мыслях и чувствах. Вопрос, будем ли мы готовы принять то, что таким образом стало для нас очевидным – и действовать в соответствии с этим знанием? Или же предпочтем убедить себя, что подсказка, данная нам, не стоит внимания, если она не соответствует нашим планам?

Иногда стремление видеть всюду знаки и подсказки превращается в настоящую страсть, от которой человек и рад бы избавиться, но своей волей сделать этого уже не может. В таких случаях в приобретенной дурной привычке следует раз за разом каяться, полагая ее перед Богом на таинстве исповеди – и непременно вслед за тем причащаться.

Есть ловушки для тела, вроде курения и алкоголя – а есть и другие, предназначенные для ума и чувств. Искусно расставляет их перед человеком одна и та же сила, желающая в конечном счете нашей погибели. Но, обладая разумом и свободой воли, мы способны их распознавать и обходить. И эту нашу способность ни в коем случае нельзя зарывать в землю – напротив, её необходимо день за днем развивать, чтобы со временем выработать у себя очень полезное качество, которое отцы Церкви называли трезвением.

В. Сергиенко

 

 

 

Поделиться:
Знаки и подсказки свыше: нужно ли их искать? Знаки и подсказки свыше: нужно ли их искать? Кто из нас не задавался вопросом: говорит ли с нами Бог – и если да, то каким образом? Может быть, Он дает нам знаки и знамения, а мы просто в упор их не видим? И не стоит ли в таком случае поискать их самому? В летописях и исторических книгах действительно описаны случаи, когда великий полководец получал накануне битвы знамение о том, как ему следует действовать, чтобы одержать победу. Пожалуй, самый известный пример такого рода – случай, произошедший с равноапостольным императором Константином Великим перед решающим сражением у Мульвийского моста. Увидев знамение Креста в небе и буквы, составлявшие надпись «Сим победишь», он приказал изобразить этот символ на своих знаменах (точнее – вексиллумах, боевых штандартах, которыми пользовались древние римляне) – и в результате одолел своего противника Максенция. Константин был тогда еще язычником, и данное ему свыше знамение не только обратило его самого ко Христу, но и привело к тому, что сотни тысяч христиан по всей империи получили право свободно исповедовать свою веру. И заметьте: Константин не искал знамения – оно само, если можно так выразиться, нашло его, и указание, что в соответствии с ним следует предпринять, было совершенно ясным и однозначным. В отличие от святого Константина, во все времена были люди, готовые видеть знаки решительно во всем – и затем интерпретировать их в соответствии со своими желаниями или опасениями. Услышал перед выходом по радио сообщение о катастрофе? Не пойду, пожалуй, по делу, по которому собирался! Увидела на встреченной девушке платье, которое намеревалась купить, но сомневалась, стоит ли тратить на него деньги, если и так нарядов полный шкаф? Теперь непременно куплю! И так далее. Такие «знаки» есть ничто иное как суеверие. И следование им не имеет ничего общего с духовной жизнью христианина. Тогда как же мы различим, если Господь в самом деле пожелает о чем-то дать нам знать? В таком случае то, что нам знать необходимо, проявит себя в нашем сознании с ошеломляющей ясностью – неважно, что именно в этот момент мы увидим или услышим. Подобные подсказки нередко получают люди, свернувшие с истинного пути и заблудившиеся в собственных мыслях и чувствах. Вопрос, будем ли мы готовы принять то, что таким образом стало для нас очевидным – и действовать в соответствии с этим знанием? Или же предпочтем убедить себя, что подсказка, данная нам, не стоит внимания, если она не соответствует нашим планам? Иногда стремление видеть всюду знаки и подсказки превращается в настоящую страсть, от которой человек и рад бы избавиться, но своей волей сделать этого уже не может. В таких случаях в приобретенной дурной привычке следует раз за разом каяться, полагая ее перед Богом на таинстве исповеди – и непременно вслед за тем причащаться. Есть ловушки для тела, вроде курения и алкоголя – а есть и другие, предназначенные для ума и чувств. Искусно расставляет их перед человеком одна и та же сила, желающая в конечном счете нашей погибели. Но, обладая разумом и свободой воли, мы способны их распознавать и обходить. И эту нашу способность ни в коем случае нельзя зарывать в землю – напротив, её необходимо день за днем развивать, чтобы со временем выработать у себя очень полезное качество, которое отцы Церкви называли трезвением. В. Сергиенко      
Кто из нас не задавался вопросом: говорит ли с нами Бог – и если да, то каким образом? Может быть, Он дает нам знаки и знамения, а мы просто в упор их не видим? И не стоит ли в таком случае поискать их самому? В летописях и исторических книгах действительно описаны случаи, когда великий полководец получал накануне битвы знамение о том, как ему следует действовать, чтобы одержать победу. Пожалуй, самый известный пример такого рода – случай, произошедший с равноапостольным императором Константином Великим перед решающим сражением у Мульвийского моста. Увидев знамение Креста в небе и буквы, составлявшие надпись «Сим победишь», он приказал изобразить этот символ на своих знаменах (точнее – вексиллумах, боевых штандартах, которыми пользовались древние римляне) – и в результате одолел своего противника Максенция. Константин был тогда еще язычником, и данное ему свыше знамение не только обратило его самого ко Христу, но и привело к тому, что сотни тысяч христиан по всей империи получили право свободно исповедовать свою веру. И заметьте: Константин не искал знамения – оно само, если можно так выразиться, нашло его, и указание, что в соответствии с ним следует предпринять, было совершенно ясным и однозначным. В отличие от святого Константина, во все времена были люди, готовые видеть знаки решительно во всем – и затем интерпретировать их в соответствии со своими желаниями или опасениями. Услышал перед выходом по радио сообщение о катастрофе? Не пойду, пожалуй, по делу, по которому собирался! Увидела на встреченной девушке платье, которое намеревалась купить, но сомневалась, стоит ли тратить на него деньги, если и так нарядов полный шкаф? Теперь непременно куплю! И так далее. Такие «знаки» есть ничто иное как суеверие. И следование им не имеет ничего общего с духовной жизнью христианина. Тогда как же мы различим, если Господь в самом деле пожелает о чем-то дать нам знать? В таком случае то, что нам знать необходимо, проявит себя в нашем сознании с ошеломляющей ясностью – неважно, что именно в этот момент мы увидим или услышим. Подобные подсказки нередко получают люди, свернувшие с истинного пути и заблудившиеся в собственных мыслях и чувствах. Вопрос, будем ли мы готовы принять то, что таким образом стало для нас очевидным – и действовать в соответствии с этим знанием? Или же предпочтем убедить себя, что подсказка, данная нам, не стоит внимания, если она не соответствует нашим планам? Иногда стремление видеть всюду знаки и подсказки превращается в настоящую страсть, от которой человек и рад бы избавиться, но своей волей сделать этого уже не может. В таких случаях в приобретенной дурной привычке следует раз за разом каяться, полагая ее перед Богом на таинстве исповеди – и непременно вслед за тем причащаться. Есть ловушки для тела, вроде курения и алкоголя – а есть и другие, предназначенные для ума и чувств. Искусно расставляет их перед человеком одна и та же сила, желающая в конечном счете нашей погибели. Но, обладая разумом и свободой воли, мы способны их распознавать и обходить. И эту нашу способность ни в коем случае нельзя зарывать в землю – напротив, её необходимо день за днем развивать, чтобы со временем выработать у себя очень полезное качество, которое отцы Церкви называли трезвением. В. Сергиенко