Священномученик Сергий Лавров Пресвитер



Житие

Свя­щен­но­му­че­ник Сер­гий ро­дил­ся в 1872 го­ду в се­ле Ку­ли­ки Мор­шан­ско­го уез­да Там­бов­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ни­ко­лая Лав­ро­ва. По окон­ча­нии в 1893 го­ду Там­бов­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии Сер­гей Ни­ко­ла­е­вич был на­зна­чен учи­те­лем в шко­лу в де­ревне Ва­си­льев­щи­на Мор­шан­ско­го уез­да. В 1894 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му в се­ле Вя­зо­вая Вер­ши­на Ле­бе­дян­ско­го уез­да, а в 1897 го­ду был пе­ре­ве­ден в храм се­ла Вол­хон­щи­на Мор­шан­ско­го уез­да, где про­слу­жил два­дцать лет.
С 1903-го по 1911 год отец Сер­гий за­ни­мал­ся стро­и­тель­ством но­во­го ка­мен­но­го хра­ма в се­ле Вол­хон­щи­на. В 1913 го­ду за по­стро­е­ние это­го хра­ма он был на­граж­ден ор­де­ном свя­той Ан­ны 3-й сте­пе­ни, в 1916 го­ду — на­граж­ден на­перс­ным кре­стом и в 1917 го­ду пе­ре­ве­ден слу­жить в там­бов­ский ка­фед­раль­ный со­бор.
В фев­ра­ле 1917 го­да на епар­хи­аль­ном съез­де ду­хо­вен­ства отец Сер­гий был из­бран пред­се­да­те­лем там­бов­ско­го свеч­но­го за­во­да. Но де­я­тель­ность его в этой долж­но­сти ока­за­лась непро­дол­жи­тель­ной в свя­зи с при­хо­дом к вла­сти без­бож­ни­ков-боль­ше­ви­ков.
В 1920 го­ду он был на­зна­чен свя­щен­ни­ком Пет­ро­пав­лов­ской церк­ви в го­ро­де Там­бо­ве и из­бран чле­ном Епар­хи­аль­но­го со­ве­та; в этой долж­но­сти он про­был до 1921 го­да. Ак­тив­ная де­я­тель­ность от­ца Сер­гия раз­дра­жа­ла вла­сти, и в мае 1923 го­да он был аре­сто­ван по об­ви­не­нию во взло­ме зам­ков и кра­же цер­ков­ных со­су­дов из хра­ма. Об­ви­не­ние, од­на­ко, не под­твер­ди­лось, и через две неде­ли свя­щен­ник был осво­бож­ден.
В 1925 го­ду об­нов­лен­цы пред­при­ня­ли ряд весь­ма ярост­ных по­пы­ток из­гнать пра­во­слав­ных из Там­бо­ва и, в част­но­сти, за­хва­тить Пет­ро­пав­лов­скую цер­ковь. Отец Сер­гий вме­сте с при­хо­жа­на­ми от­сто­я­ли храм от об­нов­лен­цев, за что вла­сти 19 ав­гу­ста аре­сто­ва­ли свя­щен­ни­ка и за­клю­чи­ли в тюрь­му в Там­бо­ве, где он на­хо­дил­ся три с по­ло­ви­ной ме­ся­ца.
30 ян­ва­ря 1926 го­да, ко­гда отец Сер­гий вы­шел по­сле все­нощ­ной из хра­ма, на него бы­ло со­вер­шен­но на­па­де­ние — неиз­вест­ный на­нес ему три уда­ра фин­ским но­жом. Ра­ны ока­за­лись опас­ны, и око­ло двух ме­ся­цев свя­щен­ник был при смер­ти. По­сле то­го, как здо­ро­вье его несколь­ко по­пра­ви­лось, он вер­нул­ся к слу­же­нию в хра­ме и был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.
В ок­тяб­ре 1927 го­да епи­скоп Коз­лов­ский Вас­си­ан (Пят­ниц­кий) по­лу­чил от за­ме­сти­те­ля Ме­сто­блю­сти­те­ля Пат­ри­ар­ше­го пре­сто­ла мит­ро­по­ли­та Сер­гия (Стра­го­род­ско­го) рас­по­ря­же­ние о по­ми­но­ве­нии его име­ни за бо­го­слу­же­ни­ем, а так­же и о по­ми­но­ве­нии вла­стей. По­лу­чив это рас­по­ря­же­ние, он его скрыл, так как был хо­ро­шо осве­дом­лен о на­стро­е­нии ду­хо­вен­ства в епар­хии, ко­то­рое зна­ло мит­ро­по­ли­та Ки­рил­ла (Смир­но­ва) и ар­хи­епи­ско­па Зи­но­вия (Дроз­до­ва) и от­но­си­лось к ним как к по­движ­ни­кам и бес­ком­про­мисс­ным за­щит­ни­кам пра­во­сла­вия; при этом бы­ло из­вест­но всем, на­сколь­ко кри­ти­че­ски они смот­ре­ли на рас­по­ря­же­ния мит­ро­по­ли­та Сер­гия кон­ца 20-х го­дов. Епи­скоп Вас­си­ан объ­явил о су­ще­ство­ва­нии ука­за толь­ко через год, в июле 1928 го­да.
Цер­ков­ный ста­ро­ста и мно­гие при­хо­жане Пет­ро­пав­лов­ской церк­ви про­си­ли от­ца Сер­гия вы­ска­зать свое суж­де­ние по это­му по­во­ду, на что отец Сер­гий ска­зал: «Раз та­кое по­ми­но­ве­ние внес­ло сму­ту и рас­кол в и без то­го мя­теж­ную жизнь, то мы, свя­щен­ни­ки Пет­ро­пав­лов­ской церк­ви, бу­дем воз­дер­жи­вать­ся от его вве­де­ния»[1].
Даль­ней­шее слу­же­ние при та­ких воз­зре­ни­ях ста­ло за­труд­ни­тель­но, и отец Сер­гий ушел за штат. С это­го вре­ме­ни он слу­жил до­ма и в до­мах сво­их ду­хов­ных де­тей, со­вер­шая по их прось­бам тре­бы, а так­же в хра­мах, где слу­жи­ли еди­но­мыс­лен­ные с ним свя­щен­ни­ки, ка­ко­вых бы­ло нема­ло то­гда в го­ро­де Там­бо­ве; по­зи­ция мит­ро­по­ли­та Сер­гия им ка­за­лась бес­смыс­лен­ным при­спо­соб­лен­че­ством и угод­ни­че­ством пе­ред без­бож­ной вла­стью, ро­няв­шим ав­то­ри­тет Церк­ви и ее слу­жи­те­лей в гла­зах паст­вы и вно­сив­шим сму­ту в ду­ши ве­ру­ю­щих.
В 1932 го­ду ОГПУ при­ня­ло ре­ше­ние аре­сто­вать наи­бо­лее из­вест­ных свя­щен­но­слу­жи­те­лей и ав­то­ри­тет­ных ми­рян в Там­бо­ве, не со­глас­ных с по­зи­ци­ей мит­ро­по­ли­та Сер­гия, и 20 июня 1932 го­да про­то­и­е­рей Сер­гий и неко­то­рые дру­гие свя­щен­ни­ки бы­ли аре­сто­ва­ны и за­клю­че­ны в го­род­скую тюрь­му.
Через неде­лю отец Сер­гий был до­про­шен. До­бив­шись раз­ре­ше­ния из­ло­жить свои по­ка­за­ния соб­ствен­но­руч­но, он на­пи­сал: «По сво­ей пря­мо­ли­ней­но­сти и из­вест­ной чест­но­сти я при­знаю се­бя ви­нов­ным в из­лиш­них раз­го­во­рах (но толь­ко не пе­ред мас­сой) о со­вет­ской вла­сти, но ча­сто га­зет­ные со­об­ще­ния да­ют бо­лее ма­те­ри­а­ла, чем до­пус­кал я; ак­тив­ных же (де­лом) вы­ступ­ле­ний я ни­ко­гда не де­лал, убыт­ки го­су­дар­ству не при­но­сил, аги­та­ции пе­ред тол­пой не вел, и пусть мои вра­ги до­ка­жут оч­ной став­кой по­доб­ную мою ви­нов­ность»[2].
В со­став­лен­ном 22 но­яб­ря 1932 го­да об­ви­ни­тель­ном за­клю­че­нии сле­до­ва­тель на­пи­сал, что отец Сер­гий «об­ви­ня­ет­ся в том, что вел си­сте­ма­ти­че­скую ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию, счи­тая со­вет­скую власть неза­кон­ной вла­стью... В сво­ей аги­та­ции ис­поль­зо­вал ре­ли­ги­оз­ные пред­рас­суд­ки масс»[3].
1 ян­ва­ря 1933 го­да трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла про­то­и­е­рея Сер­гия Лав­ро­ва к пя­ти го­дам ссыл­ки в Се­вер­ный край, ку­да он, од­на­ко, не был от­прав­лен. На­хо­дясь в там­бов­ской тюрь­ме, про­то­и­е­рей Сер­гий тя­же­ло за­бо­лел и скон­чал­ся в тю­рем­ной боль­ни­це 18 ян­ва­ря 1934 го­да.


Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка. Ян­варь». Тверь. 2005. С. 54–57.

При­ме­ча­ния

[1] УФСБ Рос­сии по Там­бов­ской обл. Д. Р-11637, л. 29.
[2] Там же. Л. 29 об.
[3] Там же. Л. 77.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru

Все святые

Святым человеком в христианстве называют угодников Божьих смысл жизни которых заключался в несении людям света и любви от Господа. Для святого Бог стал всем через глубокое переживание и общение с Ним. Все святые, чьи жития, лики и даты поминовения мы собрали для вас в этом разделе, вели праведную духовную жизнь и обрели чистоту сердца.