19 марта – Обретенье Честного Животворящего Креста и гвоздей равноапостольной царицей Еленой

Хотя события обретения Креста Господня в IV столетии вместе с его возвращением императором Ираклием три века спустя и воспоминаются в великий праздник Крестовоздвижения, день, когда Орудие спасения было найдено, Церковь празднует особо. 19 марта 326 года по современному летоисчислению равноапостольной царицей Еленой в Иерусалиме был обнаружен Животворящий Крест, на котором Спаситель принял искупительную смерть – а также гвозди, которыми было прибито к Кресту тело Сына Божьего, и шипы с Его тернового венца.

Римские императоры требовали почитать их как живых богов, наряду с божествами греко-римского языческого пантеона. Христиан, отказывавшихся это делать и разрушавших идолов в капищах, власти преследовали по всей империи и предавали их мучениям и смерти. Память о жизни, искупительной смерти и Воскресении Христовом, по замыслу римлян, должна была быть совершенно изглажена из человеческой памяти. Гонениям христиан был положен конец лишь в начале IV века, при равноапостольном императоре Константине. Его мать-христианка, царица Елена, будучи уже в преклонных годах, предприняла экспедицию в Святую Землю – с целью отыскать Голгофу и Животворящий Крест Христов. Найти их было непросто – учитывая, что после очередного мятежа Иерусалим был разрушен римлянами до основания, а на его руинах построен совершенно новый город – Элия Капитолина, населенный легионерами и колонистами.

Через год после того, как император Константин вернул Иерусалиму его историческое название, его мать прибыла в Святую Землю. Узнав вероятное местоположение Голгофы, царица Елена повела срыть находившееся там святилище Венеры и начать раскопки. Уверенность в успехе ей придавала молитва – а также знание о том, что, согласно одному из предписаний иудаизма, «камень, которым кто-нибудь был убит, дерево, на котором кто-либо был повешен, меч, которым кто-нибудь был обезглавлен, и веревка, которой кто-нибудь был задушен, должны быть погребены вместе с казненными».

И действительно, вскоре поиски увенчались успехом: в земле был найден не один, а три креста с гвоздями, ведь Спаситель был распят меж двух разбойников, одного – благоразумного и другого – нераскаявшегося. Отдельно были найдены шипы с тернового венца, которым истязатели перед казнью увенчали Искупителя рода человеческого. Но как узнать, на котором из трех крестов был распят Сам Вочеловечившийся Бог? Чтобы понять это, Иерусалимский Патриарх Макарий остановил следовавшую мимо похоронную процессию и по очереди приложил к телу умершего все три найденных креста. Когда Крест Христов коснулся мёртвого, покойный ожил. А патриарх высоко поднял (воздвиг) Истинный Крест, чтобы все собравшиеся (весть о находке быстро облетела город) могли увидеть новообретенную святыню.

На месте, где был распят на кресте, погребен, а затем воскрес Господь Иисус Христос, равноапостольная царица Елена повелела заложить церковь, ныне известную как храм Гроба Господня. Место в нем, где был обретен Животворящий Крест, можно увидеть и теперь – оно отмечено плитой из мрамора с изображением главной христианской святыни. Большую часть Честного Креста царица Елена оставила в Иерусалиме, а меньшую – вместе с гвоздями и шипами с тернового венца – взяла с собою в Рим.

В. Сергиенко

 

Поделиться:
19 марта – Обретенье Честного Животворящего Креста и гвоздей равноапостольной царицей Еленой 19 марта – Обретенье Честного Животворящего Креста и гвоздей равноапостольной царицей Еленой Хотя события обретения Креста Господня в IV столетии вместе с его возвращением императором Ираклием три века спустя и воспоминаются в великий праздник Крестовоздвижения, день, когда Орудие спасения было найдено, Церковь празднует особо. 19 марта 326 года по современному летоисчислению равноапостольной царицей Еленой в Иерусалиме был обнаружен Животворящий Крест, на котором Спаситель принял искупительную смерть – а также гвозди, которыми было прибито к Кресту тело Сына Божьего, и шипы с Его тернового венца. Римские императоры требовали почитать их как живых богов, наряду с божествами греко-римского языческого пантеона. Христиан, отказывавшихся это делать и разрушавших идолов в капищах, власти преследовали по всей империи и предавали их мучениям и смерти. Память о жизни, искупительной смерти и Воскресении Христовом, по замыслу римлян, должна была быть совершенно изглажена из человеческой памяти. Гонениям христиан был положен конец лишь в начале IV века, при равноапостольном императоре Константине. Его мать-христианка, царица Елена, будучи уже в преклонных годах, предприняла экспедицию в Святую Землю – с целью отыскать Голгофу и Животворящий Крест Христов. Найти их было непросто – учитывая, что после очередного мятежа Иерусалим был разрушен римлянами до основания, а на его руинах построен совершенно новый город – Элия Капитолина, населенный легионерами и колонистами. Через год после того, как император Константин вернул Иерусалиму его историческое название, его мать прибыла в Святую Землю. Узнав вероятное местоположение Голгофы, царица Елена повела срыть находившееся там святилище Венеры и начать раскопки. Уверенность в успехе ей придавала молитва – а также знание о том, что, согласно одному из предписаний иудаизма, «камень, которым кто-нибудь был убит, дерево, на котором кто-либо был повешен, меч, которым кто-нибудь был обезглавлен, и веревка, которой кто-нибудь был задушен, должны быть погребены вместе с казненными». И действительно, вскоре поиски увенчались успехом: в земле был найден не один, а три креста с гвоздями, ведь Спаситель был распят меж двух разбойников, одного – благоразумного и другого – нераскаявшегося. Отдельно были найдены шипы с тернового венца, которым истязатели перед казнью увенчали Искупителя рода человеческого. Но как узнать, на котором из трех крестов был распят Сам Вочеловечившийся Бог? Чтобы понять это, Иерусалимский Патриарх Макарий остановил следовавшую мимо похоронную процессию и по очереди приложил к телу умершего все три найденных креста. Когда Крест Христов коснулся мёртвого, покойный ожил. А патриарх высоко поднял (воздвиг) Истинный Крест, чтобы все собравшиеся (весть о находке быстро облетела город) могли увидеть новообретенную святыню. На месте, где был распят на кресте, погребен, а затем воскрес Господь Иисус Христос, равноапостольная царица Елена повелела заложить церковь, ныне известную как храм Гроба Господня. Место в нем, где был обретен Животворящий Крест, можно увидеть и теперь – оно отмечено плитой из мрамора с изображением главной христианской святыни. Большую часть Честного Креста царица Елена оставила в Иерусалиме, а меньшую – вместе с гвоздями и шипами с тернового венца – взяла с собою в Рим. В. Сергиенко  
Хотя события обретения Креста Господня в IV столетии вместе с его возвращением императором Ираклием три века спустя и воспоминаются в великий праздник Крестовоздвижения, день, когда Орудие спасения было найдено, Церковь празднует особо. 19 марта 326 года по современному летоисчислению равноапостольной царицей Еленой в Иерусалиме был обнаружен Животворящий Крест, на котором Спаситель принял искупительную смерть – а также гвозди, которыми было прибито к Кресту тело Сына Божьего, и шипы с Его тернового венца. Римские императоры требовали почитать их как живых богов, наряду с божествами греко-римского языческого пантеона. Христиан, отказывавшихся это делать и разрушавших идолов в капищах, власти преследовали по всей империи и предавали их мучениям и смерти. Память о жизни, искупительной смерти и Воскресении Христовом, по замыслу римлян, должна была быть совершенно изглажена из человеческой памяти. Гонениям христиан был положен конец лишь в начале IV века, при равноапостольном императоре Константине. Его мать-христианка, царица Елена, будучи уже в преклонных годах, предприняла экспедицию в Святую Землю – с целью отыскать Голгофу и Животворящий Крест Христов. Найти их было непросто – учитывая, что после очередного мятежа Иерусалим был разрушен римлянами до основания, а на его руинах построен совершенно новый город – Элия Капитолина, населенный легионерами и колонистами. Через год после того, как император Константин вернул Иерусалиму его историческое название, его мать прибыла в Святую Землю. Узнав вероятное местоположение Голгофы, царица Елена повела срыть находившееся там святилище Венеры и начать раскопки. Уверенность в успехе ей придавала молитва – а также знание о том, что, согласно одному из предписаний иудаизма, «камень, которым кто-нибудь был убит, дерево, на котором кто-либо был повешен, меч, которым кто-нибудь был обезглавлен, и веревка, которой кто-нибудь был задушен, должны быть погребены вместе с казненными». И действительно, вскоре поиски увенчались успехом: в земле был найден не один, а три креста с гвоздями, ведь Спаситель был распят меж двух разбойников, одного – благоразумного и другого – нераскаявшегося. Отдельно были найдены шипы с тернового венца, которым истязатели перед казнью увенчали Искупителя рода человеческого. Но как узнать, на котором из трех крестов был распят Сам Вочеловечившийся Бог? Чтобы понять это, Иерусалимский Патриарх Макарий остановил следовавшую мимо похоронную процессию и по очереди приложил к телу умершего все три найденных креста. Когда Крест Христов коснулся мёртвого, покойный ожил. А патриарх высоко поднял (воздвиг) Истинный Крест, чтобы все собравшиеся (весть о находке быстро облетела город) могли увидеть новообретенную святыню. На месте, где был распят на кресте, погребен, а затем воскрес Господь Иисус Христос, равноапостольная царица Елена повелела заложить церковь, ныне известную как храм Гроба Господня. Место в нем, где был обретен Животворящий Крест, можно увидеть и теперь – оно отмечено плитой из мрамора с изображением главной христианской святыни. Большую часть Честного Креста царица Елена оставила в Иерусалиме, а меньшую – вместе с гвоздями и шипами с тернового венца – взяла с собою в Рим. В. Сергиенко