Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий) о посте

В нынешнем году начало Великого поста совпало с днем обретения мощей исповедника Русской Церкви ХХ века – святителя Луки Крымского. Выдающийся врач и проповедник, доктор медицины и богословия, святитель Лука прошел через гонения и ссылки – но продолжал оперировать людей до тех пор, пока не ослеп. В своих проповедях посту он уделял не меньшее внимание, чем ежедневной молитве, считая его мощнейшим орудием в духовной борьбе христианина. Однако прежде, чем обратиться к словам святителя о посте, вспомним, как были обретены его святые мощи.

Осенью 1995 года определением Синода Украинской православной церкви святитель Лука Крымский был прославлен как местночтимый святой. А в ночь с 17 на 18 марта 1996 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь под пение панихиды спустился в открытую могилу святителя на 1-м Симферопольском кладбище, благоговейно поднял честные мощи на поверхность – и в сослужении духовенства перенес их в храм Всех Святых.

Два дня спустя мощи святителя Луки были торжественно перенесены в кафедральный Свято-Троицкий собор. Процессию с мощами святого сопровождали офицеры и матросы Черноморского флота, студенты Крымского медицинского института, жители города – а также некоторые из тех, кто знал святителя Луку при жизни. В Красноярской епархии Русской православной церкви, на территории которой святой был в первый раз в ссылке, также было также установлено почитание святителя Луки как местночтимого святого. А в 2000 году, после того, как были собраны многочисленные свидетельства исцелений по молитвам на могиле святого, Архиерейским собором Русской православной церкви архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

В годы своего архипастырского служения святитель Лука каждый раз накануне Великого поста обращался к верующим с проповедями, в которых напоминал о важности достойного прохождения этого строгого и спасительного времени. Называя пост «матерью целомудрия», он подчеркивал, что в каждом году великопостные недели есть время особой бдительности, когда действие страстей в себе человек должен распознавать и обуздывать при первых же их проявлениях. «Кроме страсти подчревной — самой злой, самой сильной, самой опасной, есть весьма сильная страсть — чревоугодие и пьянство», – говорил святитель. Натура человеческая слаба, и мы привыкли угождать её чрезмерным требованиям. «Если человек имеет возможность пресыщаться, он всегда пресыщается. Мало едят только те, у кого мало пищи. К пресыщению стремятся почти все. Постом лишаем желудок наш его безмерных требований и облегчаем его.»

Проходя Великий пост, подчеркивал Крымский святитель, мы получаем возможность на протяжение хотя бы краткого времени подражать жизни христианских отшельников и святых, проводивших в молитве и посте всю свою жизнь. Пощение важно еще и потому, что Великим постом мы чаще бываем в храме, чаще причащаемся – а к таинствам исповеди и причастия неприемлемо приступать мимоходом, оторвавшись ненадолго от повседневных дел. К участию в церковных таинствах мы приступаем совершенно добровольно, поэтому нельзя относится к ним так, будто отбываешь повинность. «Если некогда, лучше не ходи вовсе, не изображай только подобие покаяния — такую исповедь запрещаю, ибо надо готовиться благоговейно, усердно», – говорил святитель Лука.

В другой своей проповеди, произнесенной в Тамбове в марте 1945 года, в Неделю сыропустную, святитель с горечью замечает, что теперь очень мало осталось от древнего благочестия, когда поститься были привычны все, включая детей. Тем не менее, пощение и сегодня, и во все времена имеет огромную важность для человека. «Пост, – говорил святитель Лука, – это училище воздержания... Нужно нам выработать привычку, умение воздержания, ибо знаете вы, что трудное дело созидается трудным упражнением и великая цель достигается только великим усердием». Чем мотивирует себя человек, отказываться на время от скоромной пищи? Тем, что пощение – необходимое условие для покаяния. И в то же время оно – источник обретения духовной силы для каждого. «Человек, который соблюдает посты и всю жизнь постится, как это делали великие подвижники, приобретает огромную духовную силу в борьбе со всеми соблазнами, огромную силу воздержания от всего недолжного, греховного. В этом основное и главное значение поста.»

Конечно, пост – дело совершенно добровольное. Но в семьях, где старшие не постятся, дети автоматически следуют их примеру – и вырастая, не имеют представления о ценности поста, передавая равнодушие отношение к пощению уже своим сыновьям и дочерям. «Нужно, чтобы выросло новое поколение христиан, совершенно противоположное тому распущенному, безбожному поколению молодежи, которое нас окружает. Нужно, чтобы дети христиан сияли, как звезды чистые, в греховном обществе, попирающем Закон Христов.» Уже давно нет безбожной власти, но эти слова святителя Луки Крымского актуальны и сегодня, почти восемьдесят лет спустя.

В. Сергиенко

Поделиться:
Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий) о посте Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий) о посте В нынешнем году начало Великого поста совпало с днем обретения мощей исповедника Русской Церкви ХХ века – святителя Луки Крымского. Выдающийся врач и проповедник, доктор медицины и богословия, святитель Лука прошел через гонения и ссылки – но продолжал оперировать людей до тех пор, пока не ослеп. В своих проповедях посту он уделял не меньшее внимание, чем ежедневной молитве, считая его мощнейшим орудием в духовной борьбе христианина. Однако прежде, чем обратиться к словам святителя о посте, вспомним, как были обретены его святые мощи. Осенью 1995 года определением Синода Украинской православной церкви святитель Лука Крымский был прославлен как местночтимый святой. А в ночь с 17 на 18 марта 1996 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь под пение панихиды спустился в открытую могилу святителя на 1-м Симферопольском кладбище, благоговейно поднял честные мощи на поверхность – и в сослужении духовенства перенес их в храм Всех Святых. Два дня спустя мощи святителя Луки были торжественно перенесены в кафедральный Свято-Троицкий собор. Процессию с мощами святого сопровождали офицеры и матросы Черноморского флота, студенты Крымского медицинского института, жители города – а также некоторые из тех, кто знал святителя Луку при жизни. В Красноярской епархии Русской православной церкви, на территории которой святой был в первый раз в ссылке, также было также установлено почитание святителя Луки как местночтимого святого. А в 2000 году, после того, как были собраны многочисленные свидетельства исцелений по молитвам на могиле святого, Архиерейским собором Русской православной церкви архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских. В годы своего архипастырского служения святитель Лука каждый раз накануне Великого поста обращался к верующим с проповедями, в которых напоминал о важности достойного прохождения этого строгого и спасительного времени. Называя пост «матерью целомудрия», он подчеркивал, что в каждом году великопостные недели есть время особой бдительности, когда действие страстей в себе человек должен распознавать и обуздывать при первых же их проявлениях. «Кроме страсти подчревной — самой злой, самой сильной, самой опасной, есть весьма сильная страсть — чревоугодие и пьянство», – говорил святитель. Натура человеческая слаба, и мы привыкли угождать её чрезмерным требованиям. «Если человек имеет возможность пресыщаться, он всегда пресыщается. Мало едят только те, у кого мало пищи. К пресыщению стремятся почти все. Постом лишаем желудок наш его безмерных требований и облегчаем его.» Проходя Великий пост, подчеркивал Крымский святитель, мы получаем возможность на протяжение хотя бы краткого времени подражать жизни христианских отшельников и святых, проводивших в молитве и посте всю свою жизнь. Пощение важно еще и потому, что Великим постом мы чаще бываем в храме, чаще причащаемся – а к таинствам исповеди и причастия неприемлемо приступать мимоходом, оторвавшись ненадолго от повседневных дел. К участию в церковных таинствах мы приступаем совершенно добровольно, поэтому нельзя относится к ним так, будто отбываешь повинность. «Если некогда, лучше не ходи вовсе, не изображай только подобие покаяния — такую исповедь запрещаю, ибо надо готовиться благоговейно, усердно», – говорил святитель Лука. В другой своей проповеди, произнесенной в Тамбове в марте 1945 года, в Неделю сыропустную, святитель с горечью замечает, что теперь очень мало осталось от древнего благочестия, когда поститься были привычны все, включая детей. Тем не менее, пощение и сегодня, и во все времена имеет огромную важность для человека. «Пост, – говорил святитель Лука, – это училище воздержания... Нужно нам выработать привычку, умение воздержания, ибо знаете вы, что трудное дело созидается трудным упражнением и великая цель достигается только великим усердием». Чем мотивирует себя человек, отказываться на время от скоромной пищи? Тем, что пощение – необходимое условие для покаяния. И в то же время оно – источник обретения духовной силы для каждого. «Человек, который соблюдает посты и всю жизнь постится, как это делали великие подвижники, приобретает огромную духовную силу в борьбе со всеми соблазнами, огромную силу воздержания от всего недолжного, греховного. В этом основное и главное значение поста.» Конечно, пост – дело совершенно добровольное. Но в семьях, где старшие не постятся, дети автоматически следуют их примеру – и вырастая, не имеют представления о ценности поста, передавая равнодушие отношение к пощению уже своим сыновьям и дочерям. «Нужно, чтобы выросло новое поколение христиан, совершенно противоположное тому распущенному, безбожному поколению молодежи, которое нас окружает. Нужно, чтобы дети христиан сияли, как звезды чистые, в греховном обществе, попирающем Закон Христов.» Уже давно нет безбожной власти, но эти слова святителя Луки Крымского актуальны и сегодня, почти восемьдесят лет спустя. В. Сергиенко
В нынешнем году начало Великого поста совпало с днем обретения мощей исповедника Русской Церкви ХХ века – святителя Луки Крымского. Выдающийся врач и проповедник, доктор медицины и богословия, святитель Лука прошел через гонения и ссылки – но продолжал оперировать людей до тех пор, пока не ослеп. В своих проповедях посту он уделял не меньшее внимание, чем ежедневной молитве, считая его мощнейшим орудием в духовной борьбе христианина. Однако прежде, чем обратиться к словам святителя о посте, вспомним, как были обретены его святые мощи. Осенью 1995 года определением Синода Украинской православной церкви святитель Лука Крымский был прославлен как местночтимый святой. А в ночь с 17 на 18 марта 1996 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь под пение панихиды спустился в открытую могилу святителя на 1-м Симферопольском кладбище, благоговейно поднял честные мощи на поверхность – и в сослужении духовенства перенес их в храм Всех Святых. Два дня спустя мощи святителя Луки были торжественно перенесены в кафедральный Свято-Троицкий собор. Процессию с мощами святого сопровождали офицеры и матросы Черноморского флота, студенты Крымского медицинского института, жители города – а также некоторые из тех, кто знал святителя Луку при жизни. В Красноярской епархии Русской православной церкви, на территории которой святой был в первый раз в ссылке, также было также установлено почитание святителя Луки как местночтимого святого. А в 2000 году, после того, как были собраны многочисленные свидетельства исцелений по молитвам на могиле святого, Архиерейским собором Русской православной церкви архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских. В годы своего архипастырского служения святитель Лука каждый раз накануне Великого поста обращался к верующим с проповедями, в которых напоминал о важности достойного прохождения этого строгого и спасительного времени. Называя пост «матерью целомудрия», он подчеркивал, что в каждом году великопостные недели есть время особой бдительности, когда действие страстей в себе человек должен распознавать и обуздывать при первых же их проявлениях. «Кроме страсти подчревной — самой злой, самой сильной, самой опасной, есть весьма сильная страсть — чревоугодие и пьянство», – говорил святитель. Натура человеческая слаба, и мы привыкли угождать её чрезмерным требованиям. «Если человек имеет возможность пресыщаться, он всегда пресыщается. Мало едят только те, у кого мало пищи. К пресыщению стремятся почти все. Постом лишаем желудок наш его безмерных требований и облегчаем его.» Проходя Великий пост, подчеркивал Крымский святитель, мы получаем возможность на протяжение хотя бы краткого времени подражать жизни христианских отшельников и святых, проводивших в молитве и посте всю свою жизнь. Пощение важно еще и потому, что Великим постом мы чаще бываем в храме, чаще причащаемся – а к таинствам исповеди и причастия неприемлемо приступать мимоходом, оторвавшись ненадолго от повседневных дел. К участию в церковных таинствах мы приступаем совершенно добровольно, поэтому нельзя относится к ним так, будто отбываешь повинность. «Если некогда, лучше не ходи вовсе, не изображай только подобие покаяния — такую исповедь запрещаю, ибо надо готовиться благоговейно, усердно», – говорил святитель Лука. В другой своей проповеди, произнесенной в Тамбове в марте 1945 года, в Неделю сыропустную, святитель с горечью замечает, что теперь очень мало осталось от древнего благочестия, когда поститься были привычны все, включая детей. Тем не менее, пощение и сегодня, и во все времена имеет огромную важность для человека. «Пост, – говорил святитель Лука, – это училище воздержания... Нужно нам выработать привычку, умение воздержания, ибо знаете вы, что трудное дело созидается трудным упражнением и великая цель достигается только великим усердием». Чем мотивирует себя человек, отказываться на время от скоромной пищи? Тем, что пощение – необходимое условие для покаяния. И в то же время оно – источник обретения духовной силы для каждого. «Человек, который соблюдает посты и всю жизнь постится, как это делали великие подвижники, приобретает огромную духовную силу в борьбе со всеми соблазнами, огромную силу воздержания от всего недолжного, греховного. В этом основное и главное значение поста.» Конечно, пост – дело совершенно добровольное. Но в семьях, где старшие не постятся, дети автоматически следуют их примеру – и вырастая, не имеют представления о ценности поста, передавая равнодушие отношение к пощению уже своим сыновьям и дочерям. «Нужно, чтобы выросло новое поколение христиан, совершенно противоположное тому распущенному, безбожному поколению молодежи, которое нас окружает. Нужно, чтобы дети христиан сияли, как звезды чистые, в греховном обществе, попирающем Закон Христов.» Уже давно нет безбожной власти, но эти слова святителя Луки Крымского актуальны и сегодня, почти восемьдесят лет спустя. В. Сергиенко