24 марта – неделя Торжества Православия

Первая седмица Великого поста завершается воскресным днем, который называется Неделей Торжества Православия. В 843 году в Константинополе состоялся церковный собор, который осудил ересь иконоборчества и подтвердил установления Семи Вселенских соборов. В память об этом царица Феодора устроила церковное празднование – и постановила ежегодно в первое воскресенье Великого поста совершать праздник Торжества Православия.

Почти столетие перед этим Византийскую империю сотрясал иконоборческий кризис. Объявив иконы, фрески, книжные и скульптурные изображения Христа, Богородицы, ангелов и угодников Божьих идолами, иконоборцы уничтожали святые образы в храмах, библиотеках и жилищах христиан. Поднимавшие голос в защиту святых икон архиереи, священники, монашествующие и миряне оказывались в темницах, отправлялись в ссылки либо были вынуждены проводить жизнь в скитаниях, опасаясь преследований со стороны еретической власти. Отцам Второго Никейского собора удалось в 787 году добиться запрета иконоборчества – однако в начале IX века ересь разгорелась с новой силой. Только после смерти императора-иконоборца Феофила его вдова, царица Феодора, тайно почитавшая святые иконы, созвала собор из числа сторонников истинной веры, который положил конец иконоборчеству. Патриарх-иконоборец Иоанн Грамматик был низложен, архиереи-еретики – изгнаны с кафедр. Новым предстоятелем Церкви был избран святитель Мефодий I Исповедник, ранее также пострадавший от иконоборцев.

Как же проходило первое празднование торжества Православия в 843 году? Согласно историческим свидетельствам, по призыву царицы Феодоры архиереи, монашествующие и миряне во главе с патриархом Мефодием в первое воскресенье Великого поста собрались в соборе Святой Софии. Туда же пришла и царица Феодора с наследником – будущим императором Михаилом. Из собора всё множество народа с крестами, иконами и Евангелием крестным ходом прошло к Кентавиевым воротам Константинополя, у которых долго сокрушенно молилось. После этого участники крестного хода вернулись в собор, в котором была совершена божественная литургия.

С тех пор и до наших дней в первое воскресенье Великого поста в православных храмах совершается чин торжества православия. Русской церковью он был усвоен в XI веке. По окончании литургии духовенство выходит из алтаря на середину храма, полагая на аналое иконы Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. С церковного амвона диаконом провозглашается вечная память святым царям, князьям и патриархам, содействовавшим сохранению «веры апостольской, веры отеческой, веры православной» – а также произносятся анафемы в адрес иконоборцев и других еретиков, на протяжение столетий тщившихся расторгнуть единство Церкви.

Человек, неискушенный в вопросах церковной истории может спросить: а насколько уместно ежегодно провозглашать Торжество Православия, если ереси существуют и сегодня? Действительно, ереси есть и теперь – как были они во все века существования Церкви. Однако, в отличие от арианства, несторианства, монофизитства или иконоборчества, современные ереси существуют за церковной оградой, а не внутри неё. Церковному единству они более не угрожают.

Торжество Православия можно понимать не только в догматически-богословском смысле, но и в личном, применительно к каждому верующему. Хотя поститься или не поститься – личный выбор каждого христианина, выбирая пощение и укрепляясь на сорок девять дней усиленной молитвы, покаяния и воздержания, человек православный как бы торжествует над человеком плотским, телесным. В этом и заключается Торжество Православия для каждого, одолевшего пока только первую седмицу продолжительного Великого поста.

В. Сергиенко

 

Поделиться:
24 марта – неделя Торжества Православия 24 марта – неделя Торжества Православия Первая седмица Великого поста завершается воскресным днем, который называется Неделей Торжества Православия. В 843 году в Константинополе состоялся церковный собор, который осудил ересь иконоборчества и подтвердил установления Семи Вселенских соборов. В память об этом царица Феодора устроила церковное празднование – и постановила ежегодно в первое воскресенье Великого поста совершать праздник Торжества Православия. Почти столетие перед этим Византийскую империю сотрясал иконоборческий кризис. Объявив иконы, фрески, книжные и скульптурные изображения Христа, Богородицы, ангелов и угодников Божьих идолами, иконоборцы уничтожали святые образы в храмах, библиотеках и жилищах христиан. Поднимавшие голос в защиту святых икон архиереи, священники, монашествующие и миряне оказывались в темницах, отправлялись в ссылки либо были вынуждены проводить жизнь в скитаниях, опасаясь преследований со стороны еретической власти. Отцам Второго Никейского собора удалось в 787 году добиться запрета иконоборчества – однако в начале IX века ересь разгорелась с новой силой. Только после смерти императора-иконоборца Феофила его вдова, царица Феодора, тайно почитавшая святые иконы, созвала собор из числа сторонников истинной веры, который положил конец иконоборчеству. Патриарх-иконоборец Иоанн Грамматик был низложен, архиереи-еретики – изгнаны с кафедр. Новым предстоятелем Церкви был избран святитель Мефодий I Исповедник, ранее также пострадавший от иконоборцев. Как же проходило первое празднование торжества Православия в 843 году? Согласно историческим свидетельствам, по призыву царицы Феодоры архиереи, монашествующие и миряне во главе с патриархом Мефодием в первое воскресенье Великого поста собрались в соборе Святой Софии. Туда же пришла и царица Феодора с наследником – будущим императором Михаилом. Из собора всё множество народа с крестами, иконами и Евангелием крестным ходом прошло к Кентавиевым воротам Константинополя, у которых долго сокрушенно молилось. После этого участники крестного хода вернулись в собор, в котором была совершена божественная литургия. С тех пор и до наших дней в первое воскресенье Великого поста в православных храмах совершается чин торжества православия. Русской церковью он был усвоен в XI веке. По окончании литургии духовенство выходит из алтаря на середину храма, полагая на аналое иконы Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. С церковного амвона диаконом провозглашается вечная память святым царям, князьям и патриархам, содействовавшим сохранению «веры апостольской, веры отеческой, веры православной» – а также произносятся анафемы в адрес иконоборцев и других еретиков, на протяжение столетий тщившихся расторгнуть единство Церкви. Человек, неискушенный в вопросах церковной истории может спросить: а насколько уместно ежегодно провозглашать Торжество Православия, если ереси существуют и сегодня? Действительно, ереси есть и теперь – как были они во все века существования Церкви. Однако, в отличие от арианства, несторианства, монофизитства или иконоборчества, современные ереси существуют за церковной оградой, а не внутри неё. Церковному единству они более не угрожают. Торжество Православия можно понимать не только в догматически-богословском смысле, но и в личном, применительно к каждому верующему. Хотя поститься или не поститься – личный выбор каждого христианина, выбирая пощение и укрепляясь на сорок девять дней усиленной молитвы, покаяния и воздержания, человек православный как бы торжествует над человеком плотским, телесным. В этом и заключается Торжество Православия для каждого, одолевшего пока только первую седмицу продолжительного Великого поста. В. Сергиенко  
Первая седмица Великого поста завершается воскресным днем, который называется Неделей Торжества Православия. В 843 году в Константинополе состоялся церковный собор, который осудил ересь иконоборчества и подтвердил установления Семи Вселенских соборов. В память об этом царица Феодора устроила церковное празднование – и постановила ежегодно в первое воскресенье Великого поста совершать праздник Торжества Православия. Почти столетие перед этим Византийскую империю сотрясал иконоборческий кризис. Объявив иконы, фрески, книжные и скульптурные изображения Христа, Богородицы, ангелов и угодников Божьих идолами, иконоборцы уничтожали святые образы в храмах, библиотеках и жилищах христиан. Поднимавшие голос в защиту святых икон архиереи, священники, монашествующие и миряне оказывались в темницах, отправлялись в ссылки либо были вынуждены проводить жизнь в скитаниях, опасаясь преследований со стороны еретической власти. Отцам Второго Никейского собора удалось в 787 году добиться запрета иконоборчества – однако в начале IX века ересь разгорелась с новой силой. Только после смерти императора-иконоборца Феофила его вдова, царица Феодора, тайно почитавшая святые иконы, созвала собор из числа сторонников истинной веры, который положил конец иконоборчеству. Патриарх-иконоборец Иоанн Грамматик был низложен, архиереи-еретики – изгнаны с кафедр. Новым предстоятелем Церкви был избран святитель Мефодий I Исповедник, ранее также пострадавший от иконоборцев. Как же проходило первое празднование торжества Православия в 843 году? Согласно историческим свидетельствам, по призыву царицы Феодоры архиереи, монашествующие и миряне во главе с патриархом Мефодием в первое воскресенье Великого поста собрались в соборе Святой Софии. Туда же пришла и царица Феодора с наследником – будущим императором Михаилом. Из собора всё множество народа с крестами, иконами и Евангелием крестным ходом прошло к Кентавиевым воротам Константинополя, у которых долго сокрушенно молилось. После этого участники крестного хода вернулись в собор, в котором была совершена божественная литургия. С тех пор и до наших дней в первое воскресенье Великого поста в православных храмах совершается чин торжества православия. Русской церковью он был усвоен в XI веке. По окончании литургии духовенство выходит из алтаря на середину храма, полагая на аналое иконы Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. С церковного амвона диаконом провозглашается вечная память святым царям, князьям и патриархам, содействовавшим сохранению «веры апостольской, веры отеческой, веры православной» – а также произносятся анафемы в адрес иконоборцев и других еретиков, на протяжение столетий тщившихся расторгнуть единство Церкви. Человек, неискушенный в вопросах церковной истории может спросить: а насколько уместно ежегодно провозглашать Торжество Православия, если ереси существуют и сегодня? Действительно, ереси есть и теперь – как были они во все века существования Церкви. Однако, в отличие от арианства, несторианства, монофизитства или иконоборчества, современные ереси существуют за церковной оградой, а не внутри неё. Церковному единству они более не угрожают. Торжество Православия можно понимать не только в догматически-богословском смысле, но и в личном, применительно к каждому верующему. Хотя поститься или не поститься – личный выбор каждого христианина, выбирая пощение и укрепляясь на сорок девять дней усиленной молитвы, покаяния и воздержания, человек православный как бы торжествует над человеком плотским, телесным. В этом и заключается Торжество Православия для каждого, одолевшего пока только первую седмицу продолжительного Великого поста. В. Сергиенко