Актёрство – грех или дар свыше?

До сего дня театр, а позднее и его приемник – кинематограф – нередко подвергаются критике со стороны части религиозно настроенного общества. Припоминают, что прежнее название актеров – лицедеи, то есть люди, надевающие на себя другое лицо и действующие от его имени – да и вообще прежде их якобы за оградой церковного кладбища хоронили... Насколько такие утверждения соответствуют сегодняшней действительности?

Святитель Иоанн Златоуст в IV веке нашей эры называл театр училищем страстей, а актёров сравнивал с блудницами. Однако здесь нужно вспомнить, что театр, появившийся в Древней Греции, изначально был видом чествования Диониса, алтарь которого стоял в орхестре (на сцене, как сказали бы сегодня) – а актёры считались служителями этого языческого божества. Со временем театральные постановки у древних греков утратили исключительно религиозный характер, однако для христиан первых веков языческая обрядовая роль театра оставалась очевидной. Поэтому неудивительно, что христиане первых веков его отвергали. Ярко выраженную театральность носили и древнеримские триумфы, когда император, почитаемый как бог или полубог, въезжал в город на колеснице в сопровождении танцовщиц, осыпаемый лепестками роз. Всё это шоу, как сказали бы теперь, для христиан было ни чем иным, как идолопоклонством.

Однако уже начиная со средних веков наряду «народным театром» скоморохов и ряженых появляются и труппы, которые ставят пьесы на христианские и духовно-нравственные темы. В России, в частности, такие пьесы писал святитель Димитрий Ростовский («Рождественская драма») и немалое число образованных верующих-мирян. Не углубляясь в историю последующих этапов становления театрального искусства, заметим лишь, что во все последующие века существовали произведения, как утверждавшие на сцене христианскую этику, так и уводившие от нее в сторону. Выбор, какие из них предпочесть, всегда оставался за зрителем. И с появлением кино в этом отношении практически ничего не изменилось.

Но вернемся к актерам, изображающим персонажей, которыми сами они не являются. Чем более самозабвенно они вживаются в образ, тем убедительней и профессиональней считается их игра... Действительно, с точки зрения христианства актёрство – занятие довольно опасное для души человека. И если душа эта не устремлена к Богу, если актерская профессия становится для неё сутью и высшим смыслом жизни, навредить себе она способна очень сильно. Распространенное в современном обществе поклонение актерам и искусству – такое современное идолопоклонство – на самом деле, большое искушение для каждого артиста. И если он не забывает, что высшая Истина лежит за пределами актерского служения, и задача его, как человека искусства, указать на Неё зрителю – он правильно распоряжается талантом, который получил свыше.

Среди актеров, режиссеров, других деятелей современного театра и кино немало верующих и воцерковленных людей. «Какая разница, – скажет кто-то, – лишь бы играли хорошо и фильмы снимали интересные.» Вопрос, что в данном случае считать мерилом «хорошести» – актерской игры, театральной постановки или фильма. Если зрители покидают зал в состоянии смятения, страха или нервного возбуждения – что-то с постановкой или фильмом, который они посмотрели, точно не так. Если же человек после окончания пьесы или киносеанса задумывается о том, куда он идёт, каково его жизненное предназначение и что он может сделать для людей, чтобы те чувствовали себя счастливее – значит, и режиссер, и актёры со своей задачей вправились «на отлично». И с христианской точки зрения – в том числе.

В. Сергиенко

Поделиться:
Актёрство – грех или дар свыше? Актёрство – грех или дар свыше? До сего дня театр, а позднее и его приемник – кинематограф – нередко подвергаются критике со стороны части религиозно настроенного общества. Припоминают, что прежнее название актеров – лицедеи, то есть люди, надевающие на себя другое лицо и действующие от его имени – да и вообще прежде их якобы за оградой церковного кладбища хоронили... Насколько такие утверждения соответствуют сегодняшней действительности? Святитель Иоанн Златоуст в IV веке нашей эры называл театр училищем страстей, а актёров сравнивал с блудницами. Однако здесь нужно вспомнить, что театр, появившийся в Древней Греции, изначально был видом чествования Диониса, алтарь которого стоял в орхестре (на сцене, как сказали бы сегодня) – а актёры считались служителями этого языческого божества. Со временем театральные постановки у древних греков утратили исключительно религиозный характер, однако для христиан первых веков языческая обрядовая роль театра оставалась очевидной. Поэтому неудивительно, что христиане первых веков его отвергали. Ярко выраженную театральность носили и древнеримские триумфы, когда император, почитаемый как бог или полубог, въезжал в город на колеснице в сопровождении танцовщиц, осыпаемый лепестками роз. Всё это шоу, как сказали бы теперь, для христиан было ни чем иным, как идолопоклонством. Однако уже начиная со средних веков наряду «народным театром» скоморохов и ряженых появляются и труппы, которые ставят пьесы на христианские и духовно-нравственные темы. В России, в частности, такие пьесы писал святитель Димитрий Ростовский («Рождественская драма») и немалое число образованных верующих-мирян. Не углубляясь в историю последующих этапов становления театрального искусства, заметим лишь, что во все последующие века существовали произведения, как утверждавшие на сцене христианскую этику, так и уводившие от нее в сторону. Выбор, какие из них предпочесть, всегда оставался за зрителем. И с появлением кино в этом отношении практически ничего не изменилось. Но вернемся к актерам, изображающим персонажей, которыми сами они не являются. Чем более самозабвенно они вживаются в образ, тем убедительней и профессиональней считается их игра... Действительно, с точки зрения христианства актёрство – занятие довольно опасное для души человека. И если душа эта не устремлена к Богу, если актерская профессия становится для неё сутью и высшим смыслом жизни, навредить себе она способна очень сильно. Распространенное в современном обществе поклонение актерам и искусству – такое современное идолопоклонство – на самом деле, большое искушение для каждого артиста. И если он не забывает, что высшая Истина лежит за пределами актерского служения, и задача его, как человека искусства, указать на Неё зрителю – он правильно распоряжается талантом, который получил свыше. Среди актеров, режиссеров, других деятелей современного театра и кино немало верующих и воцерковленных людей. «Какая разница, – скажет кто-то, – лишь бы играли хорошо и фильмы снимали интересные.» Вопрос, что в данном случае считать мерилом «хорошести» – актерской игры, театральной постановки или фильма. Если зрители покидают зал в состоянии смятения, страха или нервного возбуждения – что-то с постановкой или фильмом, который они посмотрели, точно не так. Если же человек после окончания пьесы или киносеанса задумывается о том, куда он идёт, каково его жизненное предназначение и что он может сделать для людей, чтобы те чувствовали себя счастливее – значит, и режиссер, и актёры со своей задачей вправились «на отлично». И с христианской точки зрения – в том числе. В. Сергиенко
До сего дня театр, а позднее и его приемник – кинематограф – нередко подвергаются критике со стороны части религиозно настроенного общества. Припоминают, что прежнее название актеров – лицедеи, то есть люди, надевающие на себя другое лицо и действующие от его имени – да и вообще прежде их якобы за оградой церковного кладбища хоронили... Насколько такие утверждения соответствуют сегодняшней действительности? Святитель Иоанн Златоуст в IV веке нашей эры называл театр училищем страстей, а актёров сравнивал с блудницами. Однако здесь нужно вспомнить, что театр, появившийся в Древней Греции, изначально был видом чествования Диониса, алтарь которого стоял в орхестре (на сцене, как сказали бы сегодня) – а актёры считались служителями этого языческого божества. Со временем театральные постановки у древних греков утратили исключительно религиозный характер, однако для христиан первых веков языческая обрядовая роль театра оставалась очевидной. Поэтому неудивительно, что христиане первых веков его отвергали. Ярко выраженную театральность носили и древнеримские триумфы, когда император, почитаемый как бог или полубог, въезжал в город на колеснице в сопровождении танцовщиц, осыпаемый лепестками роз. Всё это шоу, как сказали бы теперь, для христиан было ни чем иным, как идолопоклонством. Однако уже начиная со средних веков наряду «народным театром» скоморохов и ряженых появляются и труппы, которые ставят пьесы на христианские и духовно-нравственные темы. В России, в частности, такие пьесы писал святитель Димитрий Ростовский («Рождественская драма») и немалое число образованных верующих-мирян. Не углубляясь в историю последующих этапов становления театрального искусства, заметим лишь, что во все последующие века существовали произведения, как утверждавшие на сцене христианскую этику, так и уводившие от нее в сторону. Выбор, какие из них предпочесть, всегда оставался за зрителем. И с появлением кино в этом отношении практически ничего не изменилось. Но вернемся к актерам, изображающим персонажей, которыми сами они не являются. Чем более самозабвенно они вживаются в образ, тем убедительней и профессиональней считается их игра... Действительно, с точки зрения христианства актёрство – занятие довольно опасное для души человека. И если душа эта не устремлена к Богу, если актерская профессия становится для неё сутью и высшим смыслом жизни, навредить себе она способна очень сильно. Распространенное в современном обществе поклонение актерам и искусству – такое современное идолопоклонство – на самом деле, большое искушение для каждого артиста. И если он не забывает, что высшая Истина лежит за пределами актерского служения, и задача его, как человека искусства, указать на Неё зрителю – он правильно распоряжается талантом, который получил свыше. Среди актеров, режиссеров, других деятелей современного театра и кино немало верующих и воцерковленных людей. «Какая разница, – скажет кто-то, – лишь бы играли хорошо и фильмы снимали интересные.» Вопрос, что в данном случае считать мерилом «хорошести» – актерской игры, театральной постановки или фильма. Если зрители покидают зал в состоянии смятения, страха или нервного возбуждения – что-то с постановкой или фильмом, который они посмотрели, точно не так. Если же человек после окончания пьесы или киносеанса задумывается о том, куда он идёт, каково его жизненное предназначение и что он может сделать для людей, чтобы те чувствовали себя счастливее – значит, и режиссер, и актёры со своей задачей вправились «на отлично». И с христианской точки зрения – в том числе. В. Сергиенко