Неделя о Страшном Суде

На 10 марта, в нынешнем году выпадает третья подготовительная неделя накануне Великого поста – Неделя о Страшном суде. Прежде, чем окунуться в весёлую и беззаботную атмосферу Масленицы, в этот воскресный день верующие воспоминают о событии Церковной истории, которое еще только должно произойти. Оно зовется Последним судом; последним – потому что именно на нём будет определен удел каждой человеческой души в вечности.

Получается, Церковь пугает людей, портит им настроение накануне радостной Масленой седмицы? Ни в коем случае. Ещё до Рождества Христова у язычников-римлян существовал обычай вносить на пир скелет умершего человека и на время оставлять его в помещении. Делалось это для того, чтобы напомнить людям, что человек – это прежде всего дух и душа, и только потом уже – тело. Телесные радости преходящи. Душевные переживаются дольше, радость же духовная – вечна. В неделю о Страшном суде Православная церковь напоминает людям, что подлинной нескончаемой радости удостоятся те, кто жил в согласии с заповедями веры Христовой, творил добрые дела, принимая чужую боль и нужду как свои собственные.

В Евангелии, которое читают в храме за службой в этот воскресный день, Спаситель говорит о том, каким будет Последний суд. «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.» (Мф. 25:31—40).

Но для кого-то Последний суд станет действительно Страшным, причем в той мере, которую нам, живущим на земле, сложно даже представить. Пока мы живы, у каждого из нас есть возможность осмыслить свои грехи, покаяться, исправить ошибки, изменить свои привычки и образ действий. За гранью этой временной жизни сделать это будет уже невозможно. А кто знает, на какой отметке нашего земного пути проведена эта черта?.. Обо всем этом и предлагает нам задуматься в этот день Церковь – и, если это необходимо, что-то, наконец, в своей жизни изменить. Кстати, в Русской церкви до конца XVII века в храмах в этот день совершалось особое чинопоследование Страшного суда, молитвы и песнопения которого располагали молящихся взглянуть на прохождение своего земного пути с точки зрения жизни вечной. Затем этот чин, как и некоторые другие, был отменен императором Петром I.

Неделя о Страшном суде также называется Неделей мясопустной. Это воскресенье – последний день перед Великим постом, когда благословляется есть мясо. По народной традиции, в этот день готовили и ели разнообразную мясную пищу: щи со свининой, тушеную баранину, холодец из птицы и множество других блюд. «Заговляюсь на сыр да на масло», – говорили люди про этот день, ведь на Масленой седмице мясные продукты в любом виде люди верующие в пищу уже не употребляют. Поэтому в народе неделя о Страшном суде называлась «мясным воскресеньем» или «мясным заговеньем».

В. Сергиенко

 

 

 

 

Поделиться:
Неделя о Страшном Суде Неделя о Страшном Суде На 10 марта, в нынешнем году выпадает третья подготовительная неделя накануне Великого поста – Неделя о Страшном суде. Прежде, чем окунуться в весёлую и беззаботную атмосферу Масленицы, в этот воскресный день верующие воспоминают о событии Церковной истории, которое еще только должно произойти. Оно зовется Последним судом; последним – потому что именно на нём будет определен удел каждой человеческой души в вечности. Получается, Церковь пугает людей, портит им настроение накануне радостной Масленой седмицы? Ни в коем случае. Ещё до Рождества Христова у язычников-римлян существовал обычай вносить на пир скелет умершего человека и на время оставлять его в помещении. Делалось это для того, чтобы напомнить людям, что человек – это прежде всего дух и душа, и только потом уже – тело. Телесные радости преходящи. Душевные переживаются дольше, радость же духовная – вечна. В неделю о Страшном суде Православная церковь напоминает людям, что подлинной нескончаемой радости удостоятся те, кто жил в согласии с заповедями веры Христовой, творил добрые дела, принимая чужую боль и нужду как свои собственные. В Евангелии, которое читают в храме за службой в этот воскресный день, Спаситель говорит о том, каким будет Последний суд. «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.» (Мф. 25:31—40). Но для кого-то Последний суд станет действительно Страшным, причем в той мере, которую нам, живущим на земле, сложно даже представить. Пока мы живы, у каждого из нас есть возможность осмыслить свои грехи, покаяться, исправить ошибки, изменить свои привычки и образ действий. За гранью этой временной жизни сделать это будет уже невозможно. А кто знает, на какой отметке нашего земного пути проведена эта черта?.. Обо всем этом и предлагает нам задуматься в этот день Церковь – и, если это необходимо, что-то, наконец, в своей жизни изменить. Кстати, в Русской церкви до конца XVII века в храмах в этот день совершалось особое чинопоследование Страшного суда, молитвы и песнопения которого располагали молящихся взглянуть на прохождение своего земного пути с точки зрения жизни вечной. Затем этот чин, как и некоторые другие, был отменен императором Петром I. Неделя о Страшном суде также называется Неделей мясопустной. Это воскресенье – последний день перед Великим постом, когда благословляется есть мясо. По народной традиции, в этот день готовили и ели разнообразную мясную пищу: щи со свининой, тушеную баранину, холодец из птицы и множество других блюд. «Заговляюсь на сыр да на масло», – говорили люди про этот день, ведь на Масленой седмице мясные продукты в любом виде люди верующие в пищу уже не употребляют. Поэтому в народе неделя о Страшном суде называлась «мясным воскресеньем» или «мясным заговеньем». В. Сергиенко        
На 10 марта, в нынешнем году выпадает третья подготовительная неделя накануне Великого поста – Неделя о Страшном суде. Прежде, чем окунуться в весёлую и беззаботную атмосферу Масленицы, в этот воскресный день верующие воспоминают о событии Церковной истории, которое еще только должно произойти. Оно зовется Последним судом; последним – потому что именно на нём будет определен удел каждой человеческой души в вечности. Получается, Церковь пугает людей, портит им настроение накануне радостной Масленой седмицы? Ни в коем случае. Ещё до Рождества Христова у язычников-римлян существовал обычай вносить на пир скелет умершего человека и на время оставлять его в помещении. Делалось это для того, чтобы напомнить людям, что человек – это прежде всего дух и душа, и только потом уже – тело. Телесные радости преходящи. Душевные переживаются дольше, радость же духовная – вечна. В неделю о Страшном суде Православная церковь напоминает людям, что подлинной нескончаемой радости удостоятся те, кто жил в согласии с заповедями веры Христовой, творил добрые дела, принимая чужую боль и нужду как свои собственные. В Евангелии, которое читают в храме за службой в этот воскресный день, Спаситель говорит о том, каким будет Последний суд. «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.» (Мф. 25:31—40). Но для кого-то Последний суд станет действительно Страшным, причем в той мере, которую нам, живущим на земле, сложно даже представить. Пока мы живы, у каждого из нас есть возможность осмыслить свои грехи, покаяться, исправить ошибки, изменить свои привычки и образ действий. За гранью этой временной жизни сделать это будет уже невозможно. А кто знает, на какой отметке нашего земного пути проведена эта черта?.. Обо всем этом и предлагает нам задуматься в этот день Церковь – и, если это необходимо, что-то, наконец, в своей жизни изменить. Кстати, в Русской церкви до конца XVII века в храмах в этот день совершалось особое чинопоследование Страшного суда, молитвы и песнопения которого располагали молящихся взглянуть на прохождение своего земного пути с точки зрения жизни вечной. Затем этот чин, как и некоторые другие, был отменен императором Петром I. Неделя о Страшном суде также называется Неделей мясопустной. Это воскресенье – последний день перед Великим постом, когда благословляется есть мясо. По народной традиции, в этот день готовили и ели разнообразную мясную пищу: щи со свининой, тушеную баранину, холодец из птицы и множество других блюд. «Заговляюсь на сыр да на масло», – говорили люди про этот день, ведь на Масленой седмице мясные продукты в любом виде люди верующие в пищу уже не употребляют. Поэтому в народе неделя о Страшном суде называлась «мясным воскресеньем» или «мясным заговеньем». В. Сергиенко