Нужно ли просить прощения у неверующих и иноверных

В последний день перед Великим постом, в Прощеное воскресенье, мы по старому-доброму обычаю просим прощения у людей, которых могли обидеть, огорчить или как-то еще задеть их чувства. Однако круг нашего общения чаще всего включает в себя не только православных христиан, которые готовы ответить нам: «Бог простит, и я прощаю. И ты меня прости». Среди наших знакомых и коллег часто есть и иноверцы, и вообще неверующие. Нужно ли в Прощеное воскресение говорить и им «прости меня»?

Прежде всего заметим, что способность признать свою ошибку и попросить прощения – это не слабость, а, напротив, свойство зрелой личности. Очень многим трудно, почти невозможно, переступить через свою гордость и произнести «прости». Если мы чувствуем, что могли как-то огорчить человека, вызвать его смущение, протест, даже гнев – попросить у него прощения стоит, не дожидаясь Прощеного воскресенья. Обида, оставшаяся в чьем-то сердце, даже нанесенная нами невзначай – препятствие в нашей молитве. «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23 – 24), – говорит Господь в Нагорной проповеди. Если же мы какой-то причине до сих пор этого не сделали, Прощеное воскресение – прекрасный случай для «работы над ошибками».

Людям невоцерковленным, тем более – атеистам, совершенно необязательно сообщать о том, что у православных сегодня Прощеное воскресенье. Более того, скажи вы им об этом – и многие подумают, что ваши извинения формальны, прощение их вам на самом деле ни к чему, и вы просто следуете традиции. Однако просьба простить, в какой день бы она ни была произнесена, должна быть искренней – иначе человек сразу почувствует фальшь. А неискренность – это та же ложь, только на уровне чувств. Если вы, вспоминая в Прощеное воскресенье тех, кого могли ненароком обидеть, ощутили намерение исправить ошибку – сделать это нужно непременно, независимо от отношения человека к вере.

Однако есть и те, у кого просить прощения не стоит. Во всяком случае – явно. Во-первых, это люди, негативно относящиеся к православному христианству. Независимо от того, насколько искренне вы попросите у них прощения, ваш поступок будет истолкован как лицемерие, появление обрядоверия, характерные для всех православных. Во-вторых, это люди-манипуляторы, которые намеренно изображают обиженную или гневную реакцию, чтобы добиться от вас определенных действий – или хотя бы чувства вины. И, наконец, в-третьих – это люди злоязычные, переполненные негатива, который буквально выплескивается из них на каждом шагу в виде насмешек и осуждения – даже тогда, когда окружающие реагируют на них доброжелательно или нейтрально. Ни первым, ни вторым, ни третьим говорить «прости» не нужно.

Но что, если мы и вправду ненароком обидели кого-то из упомянутых выше людей – и даже помним, как именно? Как мы войдем в Великий пост, оставив это без внимания? О том, как действовать в таком случае, учил преподобный Макарий Оптинский: «Если знаешь, что те лица, которых ты оскорбила, примут извинение твое с насмешкой, то и не нужно перед ними извиняться – а обвинить себя в сердце своем и мысленно просить у них прощения; тем надо и успокаиваться». Просто и ясно; лучше и не скажешь.

Что же касается инославных христиан и представителей других мировых религий – иудаизма, ислама, буддизма – в том случае, если они не настроены к Православию предвзято, попросить их простить вас, если чем-то их огорчили, будет вполне уместно. Господь не пренебрёг самарянами, которых иудеи сторонились – а вошел в их город и два дня учил его жителей Евангелию истины (Ин. 4, 4 – 43). От нас с вами учительства не требуется – достаточно, если верующие других традиций на нашем примере убедятся, что православные христиане способны просить прощения и прощать сами.

В. Сергиенко

 

 

Поделиться:
Нужно ли просить прощения у неверующих и иноверных Нужно ли просить прощения у неверующих и иноверных В последний день перед Великим постом, в Прощеное воскресенье, мы по старому-доброму обычаю просим прощения у людей, которых могли обидеть, огорчить или как-то еще задеть их чувства. Однако круг нашего общения чаще всего включает в себя не только православных христиан, которые готовы ответить нам: «Бог простит, и я прощаю. И ты меня прости». Среди наших знакомых и коллег часто есть и иноверцы, и вообще неверующие. Нужно ли в Прощеное воскресение говорить и им «прости меня»? Прежде всего заметим, что способность признать свою ошибку и попросить прощения – это не слабость, а, напротив, свойство зрелой личности. Очень многим трудно, почти невозможно, переступить через свою гордость и произнести «прости». Если мы чувствуем, что могли как-то огорчить человека, вызвать его смущение, протест, даже гнев – попросить у него прощения стоит, не дожидаясь Прощеного воскресенья. Обида, оставшаяся в чьем-то сердце, даже нанесенная нами невзначай – препятствие в нашей молитве. «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23 – 24), – говорит Господь в Нагорной проповеди. Если же мы какой-то причине до сих пор этого не сделали, Прощеное воскресение – прекрасный случай для «работы над ошибками». Людям невоцерковленным, тем более – атеистам, совершенно необязательно сообщать о том, что у православных сегодня Прощеное воскресенье. Более того, скажи вы им об этом – и многие подумают, что ваши извинения формальны, прощение их вам на самом деле ни к чему, и вы просто следуете традиции. Однако просьба простить, в какой день бы она ни была произнесена, должна быть искренней – иначе человек сразу почувствует фальшь. А неискренность – это та же ложь, только на уровне чувств. Если вы, вспоминая в Прощеное воскресенье тех, кого могли ненароком обидеть, ощутили намерение исправить ошибку – сделать это нужно непременно, независимо от отношения человека к вере. Однако есть и те, у кого просить прощения не стоит. Во всяком случае – явно. Во-первых, это люди, негативно относящиеся к православному христианству. Независимо от того, насколько искренне вы попросите у них прощения, ваш поступок будет истолкован как лицемерие, появление обрядоверия, характерные для всех православных. Во-вторых, это люди-манипуляторы, которые намеренно изображают обиженную или гневную реакцию, чтобы добиться от вас определенных действий – или хотя бы чувства вины. И, наконец, в-третьих – это люди злоязычные, переполненные негатива, который буквально выплескивается из них на каждом шагу в виде насмешек и осуждения – даже тогда, когда окружающие реагируют на них доброжелательно или нейтрально. Ни первым, ни вторым, ни третьим говорить «прости» не нужно. Но что, если мы и вправду ненароком обидели кого-то из упомянутых выше людей – и даже помним, как именно? Как мы войдем в Великий пост, оставив это без внимания? О том, как действовать в таком случае, учил преподобный Макарий Оптинский: «Если знаешь, что те лица, которых ты оскорбила, примут извинение твое с насмешкой, то и не нужно перед ними извиняться – а обвинить себя в сердце своем и мысленно просить у них прощения; тем надо и успокаиваться». Просто и ясно; лучше и не скажешь. Что же касается инославных христиан и представителей других мировых религий – иудаизма, ислама, буддизма – в том случае, если они не настроены к Православию предвзято, попросить их простить вас, если чем-то их огорчили, будет вполне уместно. Господь не пренебрёг самарянами, которых иудеи сторонились – а вошел в их город и два дня учил его жителей Евангелию истины (Ин. 4, 4 – 43). От нас с вами учительства не требуется – достаточно, если верующие других традиций на нашем примере убедятся, что православные христиане способны просить прощения и прощать сами. В. Сергиенко    
В последний день перед Великим постом, в Прощеное воскресенье, мы по старому-доброму обычаю просим прощения у людей, которых могли обидеть, огорчить или как-то еще задеть их чувства. Однако круг нашего общения чаще всего включает в себя не только православных христиан, которые готовы ответить нам: «Бог простит, и я прощаю. И ты меня прости». Среди наших знакомых и коллег часто есть и иноверцы, и вообще неверующие. Нужно ли в Прощеное воскресение говорить и им «прости меня»? Прежде всего заметим, что способность признать свою ошибку и попросить прощения – это не слабость, а, напротив, свойство зрелой личности. Очень многим трудно, почти невозможно, переступить через свою гордость и произнести «прости». Если мы чувствуем, что могли как-то огорчить человека, вызвать его смущение, протест, даже гнев – попросить у него прощения стоит, не дожидаясь Прощеного воскресенья. Обида, оставшаяся в чьем-то сердце, даже нанесенная нами невзначай – препятствие в нашей молитве. «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23 – 24), – говорит Господь в Нагорной проповеди. Если же мы какой-то причине до сих пор этого не сделали, Прощеное воскресение – прекрасный случай для «работы над ошибками». Людям невоцерковленным, тем более – атеистам, совершенно необязательно сообщать о том, что у православных сегодня Прощеное воскресенье. Более того, скажи вы им об этом – и многие подумают, что ваши извинения формальны, прощение их вам на самом деле ни к чему, и вы просто следуете традиции. Однако просьба простить, в какой день бы она ни была произнесена, должна быть искренней – иначе человек сразу почувствует фальшь. А неискренность – это та же ложь, только на уровне чувств. Если вы, вспоминая в Прощеное воскресенье тех, кого могли ненароком обидеть, ощутили намерение исправить ошибку – сделать это нужно непременно, независимо от отношения человека к вере. Однако есть и те, у кого просить прощения не стоит. Во всяком случае – явно. Во-первых, это люди, негативно относящиеся к православному христианству. Независимо от того, насколько искренне вы попросите у них прощения, ваш поступок будет истолкован как лицемерие, появление обрядоверия, характерные для всех православных. Во-вторых, это люди-манипуляторы, которые намеренно изображают обиженную или гневную реакцию, чтобы добиться от вас определенных действий – или хотя бы чувства вины. И, наконец, в-третьих – это люди злоязычные, переполненные негатива, который буквально выплескивается из них на каждом шагу в виде насмешек и осуждения – даже тогда, когда окружающие реагируют на них доброжелательно или нейтрально. Ни первым, ни вторым, ни третьим говорить «прости» не нужно. Но что, если мы и вправду ненароком обидели кого-то из упомянутых выше людей – и даже помним, как именно? Как мы войдем в Великий пост, оставив это без внимания? О том, как действовать в таком случае, учил преподобный Макарий Оптинский: «Если знаешь, что те лица, которых ты оскорбила, примут извинение твое с насмешкой, то и не нужно перед ними извиняться – а обвинить себя в сердце своем и мысленно просить у них прощения; тем надо и успокаиваться». Просто и ясно; лучше и не скажешь. Что же касается инославных христиан и представителей других мировых религий – иудаизма, ислама, буддизма – в том случае, если они не настроены к Православию предвзято, попросить их простить вас, если чем-то их огорчили, будет вполне уместно. Господь не пренебрёг самарянами, которых иудеи сторонились – а вошел в их город и два дня учил его жителей Евангелию истины (Ин. 4, 4 – 43). От нас с вами учительства не требуется – достаточно, если верующие других традиций на нашем примере убедятся, что православные христиане способны просить прощения и прощать сами. В. Сергиенко