Царица Феодора – восстановительница иконопочитания

Более ста лет, с 726 по 843 год, Православную церковь терзала ересь иконоборчества. Ее приверженцы отрицали церковный догмат о почитании святых икон, утвержденный Седьмым Вселенским собором. Милостью Божьей иконопочитание было восстановлено 843 году, в регентство праведной царицы Феодоры, которая, вопреки запретам, тайно почитала иконы и научила тому же своих детей.

В 831 году шестнадцатилетняя Феодора была выбрана на царских смотринах в жены императору-иконоборцу Феофилу. Делая выбор среди множества красавиц, собранных со всех концов империи, Феофил вручил девушке золотое яблоко. В браке у супругов родилось пять дочерей и два сына (старший из которых в детстве утонул). Феодора с детства привила детям благоговейное отношение к святым иконам, за что не раз претерпевала от мужа. После смерти супруга в 843 году Феодора стала регентом при двухлетнем сыне Михаиле.

Патриарх-иконоборец Иоанн Грамматик, несмотря на все свои ухищрения, был низложен и отправлен в ссылку, а его ставленники – изгнаны с кафедр. Царица созвала в Константинополе церковный собор, на который съехались епископы, пострадавшие от иконоборцев, но продолжавшие тайно почитать иконы. Собор произнес анафемы на иконоборчество и восстановил иконопочитание. Кроме того, была подтверждена истинность постановлений всех семи Вселенских соборов.

Новому патриарху, Мефодию, Феодора сообщила, что ее покойный супруг, Феофил, перед смертью раскаялся и приложился к святой иконе. Патриарх благословил неделю молиться во всех константинопольских храмах за спасение души усопшего императора. По истечении этого срока предстоятель написал на пергаменте имена всех императоров-иконоборцев и положил свиток на жертвенник в алтаре собора Святой Софии. Ночью Мефодию во сне явился ангел, возвестив ему, что Феофил прощен. Придя утром в собор, патриарх взял в руки написанный им накануне свиток: имени последнего императора-иконоборца в нем больше не было.

Царица Феодора управляла империей до тех пор, пока ее сын не взошел на престол под именем Михаила III. В годы ее регентства казна империи серьезно пополнилась. Кроме того, было предотвращено нашествие болгар, а подданые болгарского царя Бориса I стали обращаться в христианство – сам царь принял святое крещение под с именем Михаил. В ставшей христианской Болгарии было построено множество храмов и школ. Именно сюда перебрались из Великой Моравии ученики равноапостольных Кирилла и Мефодия, Учителей Словенских. Вскоре Болгарское царство стало центром славянской письменности и культуры.

Однако вернемся к царице Феодоре. Передав власть шестнадцатилетнему сыну, царица со своими незамужними дочерями удалилась в монастырь (согласно другой версии – была насильно помещена туда своим братом Вардой, имевшим большое влияние на Михаила). Приняв постриг, она провела в монастыре последние восемь лет своей жизни, отойдя ко Господу в феврале 867 года. А шесть веков спустя, когда Византийская империя прекратила свое существование, мощи праведной Феодоры были перенесены на остров Корфу и помещены в кафедральном соборе Пресвятой Богородицы Спелеотиссы, где они остаются и поныне.

Несмотря на то, что историки говорят о праведной Феодоре не только как о благочестивой супруге и образце христианской властительницы, некоторые источники отмечают, что царица не была лишена и некоторого властолюбия. При всем этом Церковь прославила царицу Феодору с причтением ее к лику святых праведных как царицу, сыгравшую важнейшую роль в избавлении империи и Церкви от ереси иконоборчества.

В. Сергиенко

 

 

Поделиться:
Царица Феодора – восстановительница иконопочитания Царица Феодора – восстановительница иконопочитания Более ста лет, с 726 по 843 год, Православную церковь терзала ересь иконоборчества. Ее приверженцы отрицали церковный догмат о почитании святых икон, утвержденный Седьмым Вселенским собором. Милостью Божьей иконопочитание было восстановлено 843 году, в регентство праведной царицы Феодоры, которая, вопреки запретам, тайно почитала иконы и научила тому же своих детей. В 831 году шестнадцатилетняя Феодора была выбрана на царских смотринах в жены императору-иконоборцу Феофилу. Делая выбор среди множества красавиц, собранных со всех концов империи, Феофил вручил девушке золотое яблоко. В браке у супругов родилось пять дочерей и два сына (старший из которых в детстве утонул). Феодора с детства привила детям благоговейное отношение к святым иконам, за что не раз претерпевала от мужа. После смерти супруга в 843 году Феодора стала регентом при двухлетнем сыне Михаиле. Патриарх-иконоборец Иоанн Грамматик, несмотря на все свои ухищрения, был низложен и отправлен в ссылку, а его ставленники – изгнаны с кафедр. Царица созвала в Константинополе церковный собор, на который съехались епископы, пострадавшие от иконоборцев, но продолжавшие тайно почитать иконы. Собор произнес анафемы на иконоборчество и восстановил иконопочитание. Кроме того, была подтверждена истинность постановлений всех семи Вселенских соборов. Новому патриарху, Мефодию, Феодора сообщила, что ее покойный супруг, Феофил, перед смертью раскаялся и приложился к святой иконе. Патриарх благословил неделю молиться во всех константинопольских храмах за спасение души усопшего императора. По истечении этого срока предстоятель написал на пергаменте имена всех императоров-иконоборцев и положил свиток на жертвенник в алтаре собора Святой Софии. Ночью Мефодию во сне явился ангел, возвестив ему, что Феофил прощен. Придя утром в собор, патриарх взял в руки написанный им накануне свиток: имени последнего императора-иконоборца в нем больше не было. Царица Феодора управляла империей до тех пор, пока ее сын не взошел на престол под именем Михаила III. В годы ее регентства казна империи серьезно пополнилась. Кроме того, было предотвращено нашествие болгар, а подданые болгарского царя Бориса I стали обращаться в христианство – сам царь принял святое крещение под с именем Михаил. В ставшей христианской Болгарии было построено множество храмов и школ. Именно сюда перебрались из Великой Моравии ученики равноапостольных Кирилла и Мефодия, Учителей Словенских. Вскоре Болгарское царство стало центром славянской письменности и культуры. Однако вернемся к царице Феодоре. Передав власть шестнадцатилетнему сыну, царица со своими незамужними дочерями удалилась в монастырь (согласно другой версии – была насильно помещена туда своим братом Вардой, имевшим большое влияние на Михаила). Приняв постриг, она провела в монастыре последние восемь лет своей жизни, отойдя ко Господу в феврале 867 года. А шесть веков спустя, когда Византийская империя прекратила свое существование, мощи праведной Феодоры были перенесены на остров Корфу и помещены в кафедральном соборе Пресвятой Богородицы Спелеотиссы, где они остаются и поныне. Несмотря на то, что историки говорят о праведной Феодоре не только как о благочестивой супруге и образце христианской властительницы, некоторые источники отмечают, что царица не была лишена и некоторого властолюбия. При всем этом Церковь прославила царицу Феодору с причтением ее к лику святых праведных как царицу, сыгравшую важнейшую роль в избавлении империи и Церкви от ереси иконоборчества. В. Сергиенко    
Более ста лет, с 726 по 843 год, Православную церковь терзала ересь иконоборчества. Ее приверженцы отрицали церковный догмат о почитании святых икон, утвержденный Седьмым Вселенским собором. Милостью Божьей иконопочитание было восстановлено 843 году, в регентство праведной царицы Феодоры, которая, вопреки запретам, тайно почитала иконы и научила тому же своих детей. В 831 году шестнадцатилетняя Феодора была выбрана на царских смотринах в жены императору-иконоборцу Феофилу. Делая выбор среди множества красавиц, собранных со всех концов империи, Феофил вручил девушке золотое яблоко. В браке у супругов родилось пять дочерей и два сына (старший из которых в детстве утонул). Феодора с детства привила детям благоговейное отношение к святым иконам, за что не раз претерпевала от мужа. После смерти супруга в 843 году Феодора стала регентом при двухлетнем сыне Михаиле. Патриарх-иконоборец Иоанн Грамматик, несмотря на все свои ухищрения, был низложен и отправлен в ссылку, а его ставленники – изгнаны с кафедр. Царица созвала в Константинополе церковный собор, на который съехались епископы, пострадавшие от иконоборцев, но продолжавшие тайно почитать иконы. Собор произнес анафемы на иконоборчество и восстановил иконопочитание. Кроме того, была подтверждена истинность постановлений всех семи Вселенских соборов. Новому патриарху, Мефодию, Феодора сообщила, что ее покойный супруг, Феофил, перед смертью раскаялся и приложился к святой иконе. Патриарх благословил неделю молиться во всех константинопольских храмах за спасение души усопшего императора. По истечении этого срока предстоятель написал на пергаменте имена всех императоров-иконоборцев и положил свиток на жертвенник в алтаре собора Святой Софии. Ночью Мефодию во сне явился ангел, возвестив ему, что Феофил прощен. Придя утром в собор, патриарх взял в руки написанный им накануне свиток: имени последнего императора-иконоборца в нем больше не было. Царица Феодора управляла империей до тех пор, пока ее сын не взошел на престол под именем Михаила III. В годы ее регентства казна империи серьезно пополнилась. Кроме того, было предотвращено нашествие болгар, а подданые болгарского царя Бориса I стали обращаться в христианство – сам царь принял святое крещение под с именем Михаил. В ставшей христианской Болгарии было построено множество храмов и школ. Именно сюда перебрались из Великой Моравии ученики равноапостольных Кирилла и Мефодия, Учителей Словенских. Вскоре Болгарское царство стало центром славянской письменности и культуры. Однако вернемся к царице Феодоре. Передав власть шестнадцатилетнему сыну, царица со своими незамужними дочерями удалилась в монастырь (согласно другой версии – была насильно помещена туда своим братом Вардой, имевшим большое влияние на Михаила). Приняв постриг, она провела в монастыре последние восемь лет своей жизни, отойдя ко Господу в феврале 867 года. А шесть веков спустя, когда Византийская империя прекратила свое существование, мощи праведной Феодоры были перенесены на остров Корфу и помещены в кафедральном соборе Пресвятой Богородицы Спелеотиссы, где они остаются и поныне. Несмотря на то, что историки говорят о праведной Феодоре не только как о благочестивой супруге и образце христианской властительницы, некоторые источники отмечают, что царица не была лишена и некоторого властолюбия. При всем этом Церковь прославила царицу Феодору с причтением ее к лику святых праведных как царицу, сыгравшую важнейшую роль в избавлении империи и Церкви от ереси иконоборчества. В. Сергиенко